Симптомы лжи, или Можно ли верить на слово?ЛИДИЯ ДОЛЖЕНКОВА
Любая информация, касающаяся ситуации на рынках, интересна для трейдеров. Но, помимо простого интереса, она воздействует на сознание как отдельного человека, так и групп. Порой незначительное сообщение обрастает дополнительной информацией или даже элементарными слухами и становится мнением толпы. Стадное чувство, как снежный ком, способно лавиной покатиться с горы и сильно качнуть рынок.
«Ты это точно знаешь или только читал?»
Как отличить ложь или преднамеренную дезинформацию от истины? Симптомы лжи сразу проявятся, если внимательно посмотреть на некоторые качественные характеристики информации. Таких характеристик несколько.
Первая из них – определенность, конкретность сведений. Аналитик, которому нечего скрывать, всегда «в теме». Он знает точно, что было вчера, и предлагает свою версию, что будет завтра. Он не считает предлагаемый сценарий единственно вероятным и не скрывает, что сомневается в собственной правоте. Тем более если о событии он сам где-то прочитал. С другой стороны, нарочитая точность описания прошлых событий и тщательное сопоставление их с настоящей и будущей ситуацией могут быть сигналом, что данная информация подобрана специально.
Второе, на что следует обращать внимание, – противоречия в информации, полученной из разных источников. Манипулятор сознанием старается запомнить и выделить то, что сам считает наиболее важным для достижения своей цели. Но другой источник ту же самую информацию может подать совершенно по-другому и с другой целью.
Дезинформация часто носит цепной характер – одна ложь порождает другую, один искаженный факт требует корректив в изложении предыдущих. От этого информационная конструкция, предлагаемая публике, становится все более громоздкой и неуклюжей. Ее можно быстро разрушить уточняющими вопросами, если сделать упор на детализацию фактов.
Сравни детали
Ложь трудно продумать во всех деталях, действительность всегда богаче выдуманного. Придуманное чаще всего искусственно. Оно не пережито автором, в нем нет несущественных деталей и особенностей стиля, присущих конкретному человеку. Единственная цель предлагаемой манипулятором информации – ввести кого-то в заблуждение, потому он и отбрасывает все лишние подробности.
Совпадение в мельчайших деталях сообщений из разных источников тоже должно насторожить. Обычно разные люди, анализирующие одно и то же событие, не дают его одинаковых описаний. Детали ими воспринимаются по-разному. Если, конечно, не имеют одной цели и одного заказчика.
С другой стороны, полностью противоположные объяснения одного и того же факта еще не говорят о противоречивости самого факта. Чаще это свидетельствует о том, что один из источников информации вольно или невольно обманывает.
«Скажи мне, кто ты, и я скажу, кто твой друг»
Ведущие аналитические агентства и финансовые гуру очень дорожат своим именем. Они знают, что это – тоже товар. К примеру, одно слово крупнейшего спекулянта Дж. Сороса не раз нарушало равновесие на мировых валютных рынках. Так было и с английским фунтом стерлингов, и с американским долларом.
Но в честности любого человека, любого агентства можно уже сомневаться, если они сами не устают твердить о правдивости своих прогнозов. Есть такая восточная пословица: «Ты сказал мне в первый раз – и я поверил. Ты повторил – и я усомнился. Ты сказал в третий раз – и я понял, что ты лжешь».
Поэтому не стоит особенно доверять тем аналитикам, которые постоянно подчеркивают свою независимость. Равно как и полное совпадение прошлых прогнозов («я же говорил!»). Отсутствие сомнений в собственной правоте – верный признак ангажированности или вообще недостаточной компетенции.
Словом, ко всему, что пишется и говорится, трейдеру надо относиться с холодной рассудочностью.
[b]Симптомы лжи, или Можно ли верить на слово?[/b]
ЛИДИЯ ДОЛЖЕНКОВА
Любая информация, касающаяся ситуации на рынках, интересна для трейдеров. Но, помимо простого интереса, она воздействует на сознание как отдельного человека, так и групп. Порой незначительное сообщение обрастает дополнительной информацией или даже элементарными слухами и становится мнением толпы. Стадное чувство, как снежный ком, способно лавиной покатиться с горы и сильно качнуть рынок.
«Ты это точно знаешь или только читал?»
Как отличить ложь или преднамеренную дезинформацию от истины? Симптомы лжи сразу проявятся, если внимательно посмотреть на некоторые качественные характеристики информации. Таких характеристик несколько.
Первая из них – определенность, конкретность сведений. Аналитик, которому нечего скрывать, всегда «в теме». Он знает точно, что было вчера, и предлагает свою версию, что будет завтра. Он не считает предлагаемый сценарий единственно вероятным и не скрывает, что сомневается в собственной правоте. Тем более если о событии он сам где-то прочитал. С другой стороны, нарочитая точность описания прошлых событий и тщательное сопоставление их с настоящей и будущей ситуацией могут быть сигналом, что данная информация подобрана специально.
Второе, на что следует обращать внимание, – противоречия в информации, полученной из разных источников. Манипулятор сознанием старается запомнить и выделить то, что сам считает наиболее важным для достижения своей цели. Но другой источник ту же самую информацию может подать совершенно по-другому и с другой целью.
Дезинформация часто носит цепной характер – одна ложь порождает другую, один искаженный факт требует корректив в изложении предыдущих. От этого информационная конструкция, предлагаемая публике, становится все более громоздкой и неуклюжей. Ее можно быстро разрушить уточняющими вопросами, если сделать упор на детализацию фактов.
Сравни детали
Ложь трудно продумать во всех деталях, действительность всегда богаче выдуманного. Придуманное чаще всего искусственно. Оно не пережито автором, в нем нет несущественных деталей и особенностей стиля, присущих конкретному человеку. Единственная цель предлагаемой манипулятором информации – ввести кого-то в заблуждение, потому он и отбрасывает все лишние подробности.
Совпадение в мельчайших деталях сообщений из разных источников тоже должно насторожить. Обычно разные люди, анализирующие одно и то же событие, не дают его одинаковых описаний. Детали ими воспринимаются по-разному. Если, конечно, не имеют одной цели и одного заказчика.
С другой стороны, полностью противоположные объяснения одного и того же факта еще не говорят о противоречивости самого факта. Чаще это свидетельствует о том, что один из источников информации вольно или невольно обманывает.
«Скажи мне, кто ты, и я скажу, кто твой друг»
Ведущие аналитические агентства и финансовые гуру очень дорожат своим именем. Они знают, что это – тоже товар. К примеру, одно слово крупнейшего спекулянта Дж. Сороса не раз нарушало равновесие на мировых валютных рынках. Так было и с английским фунтом стерлингов, и с американским долларом.
Но в честности любого человека, любого агентства можно уже сомневаться, если они сами не устают твердить о правдивости своих прогнозов. Есть такая восточная пословица: «Ты сказал мне в первый раз – и я поверил. Ты повторил – и я усомнился. Ты сказал в третий раз – и я понял, что ты лжешь».
Поэтому не стоит особенно доверять тем аналитикам, которые постоянно подчеркивают свою независимость. Равно как и полное совпадение прошлых прогнозов («я же говорил!»). Отсутствие сомнений в собственной правоте – верный признак ангажированности или вообще недостаточной компетенции.
Словом, ко всему, что пишется и говорится, трейдеру надо относиться с холодной рассудочностью.