Европейский валютный союзВ 1957 г. Римский договор учредил Европейское экономическое сообщество (ЕЭС - European Economic Community (EEC)) с теми же подписавшимися сторонами, что и у Европейского объединения угля и стали. Провозглашенными целями Европейского экономического сообщества стали устранение таможенных пошлин и прочих барьеров, препятствующих свободному движению капитала, услуг и рабочей силы между членами сообщества. ЕЭС также установило общие тарифные барьеры против не входящих в сообщество стран. В то время для европейцев достижение этих целей ознаменовало значительный прогресс по сравнению с веками устоявшейся практикой жестких ограничений. Предоставление свободы движению капитала и труда означало выполнение основных требований для превращения Европы в современную сверхдержаву.
Европейское экономическое сообщество управляется четырьмя исполнительными и законодательными органами:
1. Европейская комиссия (European Commission). Это - исполнительный орган, ответственный за проведение политики Сообщества в жизнь и наблюдение за ее выполнением. Поскольку у комиссии отсутствуют свои возможности принуждения, она должна опираться в деле претворения политики в жизнь на отдельные правительства. В комиссии 23 департамента, включая департамент иностранных дел, конкурентной политики и сельского хозяйства. Каждая страна выбирает своего представителя на 4-летний срок. Комиссия располагается в Брюсселе и включает 17 членов.
2. Совет министров (Council of Ministers). Принимает основные политические решения. Состоит из министров 12 стран-членов. Обязанности председателя возлагаются на 6 месяцев на каждого члена Сообщества в алфавитном порядке. Заседания проводятся в Брюсселе или в столице государства, председательствующего на данный момент.
3. Европейский парламент (European Parliament). Рассматривает и вносит поправки в законодательные предложения и обладает полномочиями принимать или отклонять бюджетные предложения. Состоит из 518 избираемых депутатов. Располагается в Люксембурге, но сессии происходят в Страсбурге или Брюсселе.
4. Европейский суд (European Court of Justice). Призван урегулировать споры между ЕЭС и странами-членами. Состоит из 13 членов и располагается в Люксембурге.
В 1963 г. был подписан Французско-Западногерманский договор о кооперации. Этот пакт должен был не только положить конец агрессивному многовековому противостоянию, но и ознаменовать начало послевоенному примирению между двумя главными врагами. Договор, подписанный президентом Шарлем де Голлем и канцлером Конрадом Аденауэром, гласил, что Западная Германия возьмет на себя в разворачивающейся холодной войне функции экономического лидера, а Франция - мощная в прошлом дипломатическая держава - обеспечит политическое лидерство. Безусловно, исходные посылки этого договора в обстановке, определяемой предсказуемо длительной холодной войной и разделенной Германией, были корректными.
В 1964 г. был учрежден общий сельскохозяйственный рынок и введены единообразные цены.
Состоявшаяся в 1969 г. конференция лидеров стран поставила задачу создания валютного союза внутри Европейского экономического сообщества. Предполагалось, что эта цель будет достигнута к 1980 г., когда планировалось начать использование в Европе единой валюты. Соображения, лежащие в основе введения общей валюты, состояли в стимулировании торговли между странами ЕЭС с целью объединения экономик стран-членов в единую европейскую супердержаву. Как предполагалось, только экономика такого типа могла на равных конкурировать с экономиками Соединенных Штатов и Японии.
Стратегия валютного союза в отношении частичной привязки валют членов ЕЭС допускала колебания этих валют в 2% друг относительно друга. Но в конце 1971 г. Бреттон-Вудское соглашение прекратило свое существование и было заменено промежуточной системой - Смитсоновским соглашением. Это соглашение расширило диапазон возможных колебаний курсов валют, допустив их изменение против доллара на 4.5% и друг против друга - на целых 9%.
Столкнувшись с перспективами быстрого разрушения международной системы, члены ЕЭС в 1972 г. выработали Европейское соглашение о «совместном плавании» курсов валют (European Joint Float Agreement). В 1973 г. к нему присоединились также Великобритания, Ирландия и Дания.
Соглашение разрешало валютам стран-членов изменяться в диапазоне в 2.25% друг относительно друга. В своем движении во времени этот диапазон напоминал движение змеи, за что и приобрел название «змея». Для всех валют в целом соглашением допускался более широкий диапазон - в 4.5%. Этот диапазон назвали «туннелем». Поэтому и все соглашение стали называть «змеей в туннеле» (the snake in the tunnel).
Фундаментальные экономические обстоятельства не сумели обеспечить соглашение достаточной поддержкой. Его члены преследовали независимые друг от друга экономические цели. Вследствие этого сначала британский фунт, затем датская крона и, наконец, итальянская лира были вынуждены покинуть «змею» в начале 1973 г. В общем, соглашение о «совместном плавании» умерло, несмотря на определенные попытки продлить его жизнь. Несколько позже в том же судьбоносном году вследствие серьезного давления на доллар США прекратило свое существование и Смитсоновское соглашение.
Однако идеалы экономического объединения, которого планировали добиться в значительной степени за счет стабильности валютных рынков, выдержали действие всех противостоящих сил и нашли свое воплощение во всепоглощающей стихии свободноплавающих рынков.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
В 1978 г. девять членов Европейского экономического сообщества ратифицировали новый план обеспечения стабильности - создание Европейской валютной системы (ЕВС - European Monetary System (EMS)). После нескольких необязательных отсрочек новая система была организована в 1979 г. Из девяти членов полными членами стали лишь семь: Западная Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания и Ирландия. Великобритания не участвовала ни в каких договоренностях, а Италия присоединилась с определенными условиями. Греция присоединилась в 1981 г., Испания и Португалия - в 1986 г. Великобритания присоединилась к Механизму валютных курсов в 1990 г. Также в 1990 г. Западная Германия стала просто Германией в результате политического объединения с Восточной Германией.
Особенности ЕВС
Европейская валютная единица (экю - European Currency Unit (ECU))
Эта валюта была создана Европейской валютной системой с конечной целью вытеснения валют отдельных европейских стран-членов. Хотя экю и не играл особой роли в валютных сделках внутри сообщества, он проложил дорогу более мощному евро и создал для этого необходимые предпосылки. Европейская валютная единица была на самом деле корзиной валют стран-членов. Эта составная валютная единица была образована всеми валютами Европейского экономического сообщества, каждая со своим весом. Эти веса являлись функцией относительной величины ВВП и индивидуальной доли внешней торговли внутри ЕВС. Эти веса пересматривались каждые 5 лет или по требованию стран-членов.
Для получения доли индивидуальной валюты в структуре экю проделываются следующие вычисления:
Структура = стоимость экю х вес х валютный курс против доллара США
Экю выполнял две функции - валютную и учетную.
Что касается валютной функции (currency function), то предполагалось, что экю будет резервной валютой. Центральные банки стран ЕВС использовали экю для предоставления кредитов и эмитировали их для погашения долгов. Экю котировались в американских долларах, как и британские фунты. Попытки запустить торги по ним были предприняты на фьючерсном рынке
Чикагской товарной биржи (Chicago Mercantile Exchange (СМЕ)) в середине 1980-х годов, но не удались.
Что касается учетной функции (accounting function), цена экю использовалась в качестве ориентира, относительно которого оценивались валюты членов сообщества. Оценивание индивидуальных валют проводилось в фиксированное время в Европе и базировалось на среднем курсе (среднем между курсом покупателя и курсом продавца).
Двусторонняя сетка
Двусторонняя сетка (bilateral grid) связала все центральные курсы валют ЕВС с экю. Центральный курс - это средний курс между курсом покупателя и курсом продавца в фиксированное время. Он использовался для определения того, выполняют валюты членов ЕВС ограничения на допустимые колебания или нет. Этот допустимый диапазон выбирался в 2.25% для большинства стран и в 6% для Италии до 1990 г., а затем и для Испании до 1993 г.
Чрезвычайная неустойчивость валютных рынков в 1993 г. вынудила ЕВС расширить диапазон колебаний до 15% вверх и вниз от центрального курса для всех членов, и такой весьма широкий диапазон сохранялся до момента, когда валюты преобразовались в евро. Каждый центральный банк был ответственным за поддержку курса своей валюты в пределах означенного диапазона путем форексных интервенций.
Порог отклонения
Порог отклонения (threshold of divergence) служил очень важной характеристикой безопасности ЕВС, которая, однако, не перешла к евро. Эта характеристика предоставила запасный выход для тех валют, которые подвергались воздействию неблагоприятных факторов. Порог отклонения определял, когда конкретная страна, на валюту которой оказывается давление, должна предпринимать дополнительные меры помимо простых интервенций центрального банка на валютных рынках. Под этими мерами обычно имелись в виду девальвация или ревальвация валюты и изменение процентных ставок, а не изменения в экономической политике.
Эта характеристика ограничила ответственность остальных членов ЕВС за валюту, оказавшуюся в затруднении. Сначала остальные страны обеспечивали кратковременную поддержку бедствующей валюте, но как только она достигала порога отклонения, поддержка прекращалась. Поэтому такие валютные проблемы ложились на плечи конкретной страны и лишь в минимальной степени оказывали неблагоприятное воздействие на остальные страны сообщества. Порог отклонения был установлен на уровне в 1.69% стоимости экю (за исключением стран с более широким допустимым диапазоном в 6%, для которых устанавливался порог в 4.5%).
Порог хорошо проявил себя в сентябре 1992 г., когда необычайно высокое давление продаж на британский фунт потребовало введения всех защитных мер ЕВС. Сначала Банк Англии попытался оказать поддержку своей потрепанной валюте прямыми закупками на межбанковском рынке. Когда эта мера потерпела неудачу, фунт стали покупать и другие страны ЕВС. Но и это не принесло облегчения.
В конце концов, когда отклонение британского фунта превысило допустимый порог отклонения, прочие центральные банки прекратили свою дорогостоящую, но бесполезную поддержку фунта. Банк Англии в тот же день повысил свою базовую ставку на целых 5%, пытаясь ослабить мощное давление продаж. Однако размер повышения процентной ставки не впечатлил рынок, так как он решил, что только кризис, а не экономическая политика, вынудил изменить процентную ставку. Вследствие этого продажа фунта продолжилась с той же энергией.
Когда не осталось иного выхода, Банк Англии бы вынужден отказаться от участия в Механизме валютных курсов спустя два года после вступления в него. Несмотря на высокие затраты, направленные на поддержание фунта в пределах допустимого диапазона (оцениваемые в 20 млрд долл.), порог отклонения выполнил свою функцию запасного выхода, минимизировав убытки остальных членов ЕВС.
Европейские официальные лица не нашли нужным использовать подобную меру при переходе к евро, поскольку не осталось валют, к которым ее можно было бы применять.
Поддерживающие схемы кредитования
Поддерживающие схемы кредитования (supporting credit facilities) предоставляют центральным банкам ЕВС альтернативу
использованию своих валютных резервов для целей паритетных поддерживающих интервенций. Эти схемы включают кредиты с тремя различными сроками:
a. краткосрочные ссуды (от 45 до 90 дней) практически неограниченного размера;
b. среднесрочные ссуды (от 90 до 270 дней) из ограниченного пула (в экю), основанного на квотах всех членов ЕВС;
c. долгосрочные ссуды из ограниченного пула (в экю), обусловленные обещаниями заемщика проводить в дальнейшем внутреннюю экономическую политику, минимизирующую будущую потребность в этом типе ссуды.
Европейский фонд валютного сотрудничества
Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund) был организован для управления распределением кредитов ЕВС. Для повышения привлекательности экю страны, которые держат больше депозитов в экю или которые получают больше платежей по ссудам, чем предполагает их доля экю в ЕВС, получают процент по депозитному излишку, и наоборот. Процентная ставка при этом равна взвешенному среднему по всем учетным ставкам членов ЕВС.
Функционирование Европейской валютной системы
Немного времени прошло с момента образования ЕВС, когда возникли проблемы, напомнившие о временах «змеи». Расхождения в темпах роста и темпах инфляции среди стран - членов ЕВС продолжали порождать нежелательные изменения процентных ставок и экономической политики. Тем не менее, несмотря на многочисленные препятствия и ряд трансформаций, ЕВС успешно преодолел 1980-е годы.
1990-е годы оказались для Европейской валютной системы значительно более бурными. Несмотря на длительное противодействие полному экономическому объединению в Европе, начиная с 1987 г. Великобритания сумела успешно, правда, ценой значительной инфляции в стране, удержать фунт в пределах, установленных ЕВС. Великобритания была специальным членом ЕВС с самого его основания, но не присоединилась к Механизму валютных курсов (MBК).
Как одна из экономически мощных европейских стран, Великобритания должна была находиться в центре дискуссий о будущем Европейского валютного союза. Однако британская экономика пережила высокую инфляцию и, кроме того, британское правительство противилось любому варианту экономического и финансового объединения, которое могло посягнуть на национальный суверенитет, полагая, что осязаемые будущие политические выгоды от независимости перевешивают краткосрочные экономические интересы. В сентябре 1990 г. Великобритания присоединилась к Механизму валютных курсов при кросс-курсе стерлинг/немецкая марка в 2.9500.
Этот шаг рассматривался как выгодный для британской экономики. Ранее надежным уровнем кросс-курса стерлинг/немецкая марка считался уровень в 3.0000. И Банк Англии, и Центральный банк ФРГ должны были использовать интервенции для защиты этого уровня. После объявления курса валютный рынок среагировал агрессивно, покупая (или пытаясь купить) значительные объемы фунта, несмотря на одновременное снижение базовой ставки на 1%. Барьер в 3.0000 был разрушен в течение нескольких минут.
В этот день были сбиты с толку все трейдеры по сделкам с фунтом, так как практически невозможно было торговать валютой. Не много найдется эпизодов в карьере спотовых трейдеров, когда они наблюдали за совершенной неспособностью брокеров котировать цену.
С самого начала выдвигались возражения относительно высокого кросс-курса в 2.9500 немецких марок за фунт стерлингов, с которым Великобритания присоединилась к МВК. Однако британская позиция оставалась последовательной - этот шаг был частью долгосрочной стратегии обуздания инфляции.
Даже после присоединения к МВК британское правительство продолжало выдвигать свои давнишние возражения против большей координации экономической политики стран-членов и против единой валюты. В конце концов, в отношении валютного объединения его позиция смягчилась, но она не изменилась в отношении европейского федерализма.
В конце 1991 г., когда быстрая кончина коммунистического блока и неожиданное объединение Германии все еще находились в процессе психологического усвоения, перспективы ЕВС казались вполне обнадеживающими.
В феврале 1992 г. 12 членов МВК подписали в голландском городе Маастрихте Договор о Европейском союзе, который создал Европейский союз (ЕС - European Union (EU)). Это было претенциозное соглашение, призванное зародить «более тесный союз между народами Европы». Этими 12 странами были Бельгия, Дания, Франция, Германия, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. Договор содержал ряд поправок к Римскому договору 1957 г.
Некоторые страны не желали отказываться от национального контроля над валютной политикой, в особенности Дания и Великобритания. 2 июня 1992 г. датский народ небольшим большинством голосов отверг Маастрихтский договор. Однако те же датчане в мае 1993 г. проголосовали за него. Британцы ратифицировали договор, но они не поддержали введения общей европейской валюты. Европейский союз был учрежден 1 ноября 1993 г. после ратификации договора всеми 12 странами-членами, которые и стали членами ЕС. Европейский союз унаследовал от ЕЭС парламент, совет, комиссию и суд.
Маастрихтский договор должен был стать законом только после ратификации всеми членами ЕВС, и предполагалось, что это произойдет в январе 1993 г. параллельно с организацией единого Европейского рынка. В соответствии с Маастрихтским договором Европейское сообщество должно было организовать центральный банк к 1994 г., единую валюту - к январю 1997 или январю 1999 г. и выработать совместную экономическую и внешнюю политику - к 1999 г.
Критерии сближения для членов МВК основывались на инфляции, процентных ставках, обменных курсах, бюджетном дефиците и долговых обязательствах государства. Темпы инфляции не должны были превышать более чем на 1.5% наименьших среди членов МВК трех показателей темпов инфляции за предыдущий год. Процентные ставки не должны были превышать более чем на 2% наименьших среди членов МВК процентных ставок за предыдущий год. Что касается валютных курсов, то страна должна была в течение 2 лет быть членом соглашения МВК о диапазонах курса без его пересмотра. Бюджетные дефицит не мог превышать 3% ВВП. Наконец, сумма долговых обязательств государства не могла превышать 60% ВВП. Но один важный экономический индикатор не был включен в список критериев - безработица. И что в результате? Двузначные цифры безработицы в зоне евро до и после сближения валют в 1999 г.
Не все страны сумели выдержать требования критериев и в ход пошли закулисные переговоры. Подход Германии был предельно строг: только страны, выполнившие все требования, станут участниками первого этапа сближения. Франция полагала, что критерии означают лишь последовательность целей, к достижению которых должны были бы стремиться все страны, если бы они не сумели этого сделать к назначенному сроку. Французский подход победил. Вследствие этого две страны, которые не сумели достичь целей, - Италия и Бельгия - стали участниками первых договоренностей, а Греции этого сделать не удалось.
Кризис ЕВС 1992-1993 гг.
Когда в начале 1990-х годов стали осязаемыми издержки политических изменений в Европе, энтузиазм среди членов МВК начал улетучиваться. Как уже говорилось ранее, в июне 1992 г. датский референдум отверг договор. В сентябре 1992 г. британский фунт и итальянская лира вышли из МВК (как утверждали официальные источники, временно). Были подняты красные флаги. Валютный шок, вызванный приостановкой участия британского фунта в МВК, имел долгосрочные последствия. Как могло это произойти?
Многие участники рынка указывали на Центральный банк Германии с его жесткой валютной политикой. Традиционная неприязнь Германии к инфляции подкреплялась специфическими инфляционными последствиями объединения с восточными братьями. Побуждаемому повышенным потребительским спросом, исходящим из бывшей Восточной Германии, Центральному банку Германии не оставалось ничего иного, как проводить политику высоких процентных ставок. Эта политика вполне оправдала себя внутри страны, но породила значительные проблемы за границей.
Когда в сентябре 1992 г. начали разворачиваться события, Германия осуществила снижение процентной ставки только на 0.25%, что было значительно меньше, чем от нее ждали ее соседи.
В условиях всемирного экономического спада и восточноевропейской политической сумятицы каждая страна пыталась сохранить свои экономические позиции. Столкнувшись с мучительным выбором между дорогостоящей поддержкой своей валюты на согласованном уровне и удушающим экономику повышением процентных ставок, большинство членов ЕВС оказалось загнанным в угол. В конечном счете валютная система предназначалась для снижения колебаний валютных курсов, чему должно было способствовать экономическое сближение стран-членов. Считалось, что более сильные валюты, такие, как немецкая марка, голландский гульден и бельгийский франк, должны быть ревальвированы, а остальные - девальвированы.
Поэтому, когда в сентябре 1992 г. повысился спрос на валюты ЕВС, это выглядело вполне естественным и не казалось чем-то совершенно неожиданным. Однако удивительным стало то, с какой скоростью начали действовать экономические силы на валютных рынках. Неслучайно, что средний дневной торговый оборот к концу 1992 г. достиг 1 трлн долл. США.
Фунт стерлингов и итальянская лира, конечно же, не были единственными валютами, которых затронул кризис. Испанская песета, португальский эскудо и ирландский фунт были девальвированы; норвежской кроне и финской марке было дозволено колебаться. Шведский центральный банк повысил ключевую процентную ставку на 500% (это - не опечатка!), пока не отказался от этого и не позволил шведской кроне свободно колебаться; датская крона и французский франк оказались под всевозрастающим давлением. Предоставление валютам возможности свободно колебаться в соответствии с законом спроса и предложения де-факто означало девальвацию.
Шведская крона и финская марка не являются, конечно, членами ЕВС. Однако в связи с планами вступления в эту организацию шведский и финский центральные банки поддерживали курсы своих валют в установленных диапазонах для демонстрации требуемой финансовой дисциплины и приверженности принципам ЕВС.
Что же произошло с французским франком? Вообще говоря, французский франк на начальных этапах интенсивных продаж валют ЕВС оказался под меньшим давлением. Но вскоре и французский франк стал объектом продаж для трейдеров во всем мире. Казалось, что фундаментальные экономические факторы должны были бы оказывать поддержку французскому франку. Французская экономика находилась в лучшем состоянии, чем экономики других стран-членов. Относительная независимость Банка Франции воспринималась как фактор, благоприятствующий франку.
После атаки на более слабые валюты ЕВС, вызвавшей повсюду девальвации, валютные рынки наконец-то принялись за основную валюту, противостоящую немецкой марке, - французский франк. Политика французского правительства, нацеленная на воспрепятствование девальвации франка в рамках МВК и известная под названием политики «сильного франка», подверглась испытанию.
Когда продажи французского франка стали весьма интенсивными, французские усилия были поддержаны Германией. Казалось, к недовольству более мелких членов, что Центральный банк Германии будет в большей степени помогать Франции, чем их собственным валютам.
Было ли это неожиданным? Конечно же, нет. За таким поведением Германии стоял франко-западногерманский Договор о сотрудничестве. Франция и Германия заключили в свое время всеобъемлющий пакт, уточняющий экономические и политические обязательства сторон по отношению друг к другу. Лишь через тридцать лет этот пакт был подвергнут испытанию на валютных рынках.
Центральный банк Германии помог не только масштабными интервенциями на валютном рынке, но и снижением процентных ставок. Германия предприняла снижение процентных ставок специально для поддержки французского франка, хотя ее подталкивало к этому и мощное давление со всех сторон. Тем не менее, несмотря на значительные совместные усилия, «сильный франк» спасти не удалось.
Решение, принятое ЕВС в конце последней недели июля 1993 г., расширяло прежний диапазон колебаний с 2.25 и 6% до 15%. Хотя утверждалось, что такое решение носит временный характер, будущее Европейской валютной системы, как оно виделось при заключении Маастрихсткого договора, оказалось в опасности.
ПОЯВЛЕНИЕ ЕВРО
Ниже приводятся официальные окончательные фиксированные курсы 11 европейских валют, образовавших евро (euro (EUR)). Курсы были предложены Комиссией ЕС и одобрены министрами финансов ЕС 31 декабря 1998 г. Курсы начинали действовать в полночь 1 января 1999 г. Реальной начальной датой стал понедельник 4 января 1999 г.
31 декабря 1998 г. также был установлен окончательный фиксинг для экю в отношении 1:1 к евро на полночь 1 января 1999 г., центральные курсы Механизма валютных курсов (МВК-2) для греческой драхмы и датской кроны:
353.109 драхм за евро 7.46038 крон за евро
Дания должна была соблюдать диапазон отклонения относительно центрального курса в 2.25%, а Греции разрешалось использовать диапазон отклонения в 15%.
[u]Европейский валютный союз[/u]
В 1957 г. Римский договор учредил Европейское экономическое сообщество (ЕЭС - European Economic Community (EEC)) с теми же подписавшимися сторонами, что и у Европейского объединения угля и стали. Провозглашенными целями Европейского экономического сообщества стали устранение таможенных пошлин и прочих барьеров, препятствующих свободному движению капитала, услуг и рабочей силы между членами сообщества. ЕЭС также установило общие тарифные барьеры против не входящих в сообщество стран. В то время для европейцев достижение этих целей ознаменовало значительный прогресс по сравнению с веками устоявшейся практикой жестких ограничений. Предоставление свободы движению капитала и труда означало выполнение основных требований для превращения Европы в современную сверхдержаву.
Европейское экономическое сообщество управляется четырьмя исполнительными и законодательными органами:
1. Европейская комиссия (European Commission). Это - исполнительный орган, ответственный за проведение политики Сообщества в жизнь и наблюдение за ее выполнением. Поскольку у комиссии отсутствуют свои возможности принуждения, она должна опираться в деле претворения политики в жизнь на отдельные правительства. В комиссии 23 департамента, включая департамент иностранных дел, конкурентной политики и сельского хозяйства. Каждая страна выбирает своего представителя на 4-летний срок. Комиссия располагается в Брюсселе и включает 17 членов.
2. Совет министров (Council of Ministers). Принимает основные политические решения. Состоит из министров 12 стран-членов. Обязанности председателя возлагаются на 6 месяцев на каждого члена Сообщества в алфавитном порядке. Заседания проводятся в Брюсселе или в столице государства, председательствующего на данный момент.
3. Европейский парламент (European Parliament). Рассматривает и вносит поправки в законодательные предложения и обладает полномочиями принимать или отклонять бюджетные предложения. Состоит из 518 избираемых депутатов. Располагается в Люксембурге, но сессии происходят в Страсбурге или Брюсселе.
4. Европейский суд (European Court of Justice). Призван урегулировать споры между ЕЭС и странами-членами. Состоит из 13 членов и располагается в Люксембурге.
В 1963 г. был подписан Французско-Западногерманский договор о кооперации. Этот пакт должен был не только положить конец агрессивному многовековому противостоянию, но и ознаменовать начало послевоенному примирению между двумя главными врагами. Договор, подписанный президентом Шарлем де Голлем и канцлером Конрадом Аденауэром, гласил, что Западная Германия возьмет на себя в разворачивающейся холодной войне функции экономического лидера, а Франция - мощная в прошлом дипломатическая держава - обеспечит политическое лидерство. Безусловно, исходные посылки этого договора в обстановке, определяемой предсказуемо длительной холодной войной и разделенной Германией, были корректными.
В 1964 г. был учрежден общий сельскохозяйственный рынок и введены единообразные цены.
Состоявшаяся в 1969 г. конференция лидеров стран поставила задачу создания валютного союза внутри Европейского экономического сообщества. Предполагалось, что эта цель будет достигнута к 1980 г., когда планировалось начать использование в Европе единой валюты. Соображения, лежащие в основе введения общей валюты, состояли в стимулировании торговли между странами ЕЭС с целью объединения экономик стран-членов в единую европейскую супердержаву. Как предполагалось, только экономика такого типа могла на равных конкурировать с экономиками Соединенных Штатов и Японии.
Стратегия валютного союза в отношении частичной привязки валют членов ЕЭС допускала колебания этих валют в 2% друг относительно друга. Но в конце 1971 г. Бреттон-Вудское соглашение прекратило свое существование и было заменено промежуточной системой - Смитсоновским соглашением. Это соглашение расширило диапазон возможных колебаний курсов валют, допустив их изменение против доллара на 4.5% и друг против друга - на целых 9%.
Столкнувшись с перспективами быстрого разрушения международной системы, члены ЕЭС в 1972 г. выработали Европейское соглашение о «совместном плавании» курсов валют (European Joint Float Agreement). В 1973 г. к нему присоединились также Великобритания, Ирландия и Дания.
Соглашение разрешало валютам стран-членов изменяться в диапазоне в 2.25% друг относительно друга. В своем движении во времени этот диапазон напоминал движение змеи, за что и приобрел название «змея». Для всех валют в целом соглашением допускался более широкий диапазон - в 4.5%. Этот диапазон назвали «туннелем». Поэтому и все соглашение стали называть «змеей в туннеле» (the snake in the tunnel).
Фундаментальные экономические обстоятельства не сумели обеспечить соглашение достаточной поддержкой. Его члены преследовали независимые друг от друга экономические цели. Вследствие этого сначала британский фунт, затем датская крона и, наконец, итальянская лира были вынуждены покинуть «змею» в начале 1973 г. В общем, соглашение о «совместном плавании» умерло, несмотря на определенные попытки продлить его жизнь. Несколько позже в том же судьбоносном году вследствие серьезного давления на доллар США прекратило свое существование и Смитсоновское соглашение.
Однако идеалы экономического объединения, которого планировали добиться в значительной степени за счет стабильности валютных рынков, выдержали действие всех противостоящих сил и нашли свое воплощение во всепоглощающей стихии свободноплавающих рынков.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
В 1978 г. девять членов Европейского экономического сообщества ратифицировали новый план обеспечения стабильности - создание Европейской валютной системы (ЕВС - European Monetary System (EMS)). После нескольких необязательных отсрочек новая система была организована в 1979 г. Из девяти членов полными членами стали лишь семь: Западная Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания и Ирландия. Великобритания не участвовала ни в каких договоренностях, а Италия присоединилась с определенными условиями. Греция присоединилась в 1981 г., Испания и Португалия - в 1986 г. Великобритания присоединилась к Механизму валютных курсов в 1990 г. Также в 1990 г. Западная Германия стала просто Германией в результате политического объединения с Восточной Германией.
Особенности ЕВС
Европейская валютная единица (экю - European Currency Unit (ECU))
Эта валюта была создана Европейской валютной системой с конечной целью вытеснения валют отдельных европейских стран-членов. Хотя экю и не играл особой роли в валютных сделках внутри сообщества, он проложил дорогу более мощному евро и создал для этого необходимые предпосылки. Европейская валютная единица была на самом деле корзиной валют стран-членов. Эта составная валютная единица была образована всеми валютами Европейского экономического сообщества, каждая со своим весом. Эти веса являлись функцией относительной величины ВВП и индивидуальной доли внешней торговли внутри ЕВС. Эти веса пересматривались каждые 5 лет или по требованию стран-членов.
Для получения доли индивидуальной валюты в структуре экю проделываются следующие вычисления:
Структура = стоимость экю х вес х валютный курс против доллара США
Экю выполнял две функции - валютную и учетную.
Что касается валютной функции (currency function), то предполагалось, что экю будет резервной валютой. Центральные банки стран ЕВС использовали экю для предоставления кредитов и эмитировали их для погашения долгов. Экю котировались в американских долларах, как и британские фунты. Попытки запустить торги по ним были предприняты на фьючерсном рынке
Чикагской товарной биржи (Chicago Mercantile Exchange (СМЕ)) в середине 1980-х годов, но не удались.
Что касается учетной функции (accounting function), цена экю использовалась в качестве ориентира, относительно которого оценивались валюты членов сообщества. Оценивание индивидуальных валют проводилось в фиксированное время в Европе и базировалось на среднем курсе (среднем между курсом покупателя и курсом продавца).
Двусторонняя сетка
Двусторонняя сетка (bilateral grid) связала все центральные курсы валют ЕВС с экю. Центральный курс - это средний курс между курсом покупателя и курсом продавца в фиксированное время. Он использовался для определения того, выполняют валюты членов ЕВС ограничения на допустимые колебания или нет. Этот допустимый диапазон выбирался в 2.25% для большинства стран и в 6% для Италии до 1990 г., а затем и для Испании до 1993 г.
Чрезвычайная неустойчивость валютных рынков в 1993 г. вынудила ЕВС расширить диапазон колебаний до 15% вверх и вниз от центрального курса для всех членов, и такой весьма широкий диапазон сохранялся до момента, когда валюты преобразовались в евро. Каждый центральный банк был ответственным за поддержку курса своей валюты в пределах означенного диапазона путем форексных интервенций.
Порог отклонения
Порог отклонения (threshold of divergence) служил очень важной характеристикой безопасности ЕВС, которая, однако, не перешла к евро. Эта характеристика предоставила запасный выход для тех валют, которые подвергались воздействию неблагоприятных факторов. Порог отклонения определял, когда конкретная страна, на валюту которой оказывается давление, должна предпринимать дополнительные меры помимо простых интервенций центрального банка на валютных рынках. Под этими мерами обычно имелись в виду девальвация или ревальвация валюты и изменение процентных ставок, а не изменения в экономической политике.
Эта характеристика ограничила ответственность остальных членов ЕВС за валюту, оказавшуюся в затруднении. Сначала остальные страны обеспечивали кратковременную поддержку бедствующей валюте, но как только она достигала порога отклонения, поддержка прекращалась. Поэтому такие валютные проблемы ложились на плечи конкретной страны и лишь в минимальной степени оказывали неблагоприятное воздействие на остальные страны сообщества. Порог отклонения был установлен на уровне в 1.69% стоимости экю (за исключением стран с более широким допустимым диапазоном в 6%, для которых устанавливался порог в 4.5%).
Порог хорошо проявил себя в сентябре 1992 г., когда необычайно высокое давление продаж на британский фунт потребовало введения всех защитных мер ЕВС. Сначала Банк Англии попытался оказать поддержку своей потрепанной валюте прямыми закупками на межбанковском рынке. Когда эта мера потерпела неудачу, фунт стали покупать и другие страны ЕВС. Но и это не принесло облегчения.
В конце концов, когда отклонение британского фунта превысило допустимый порог отклонения, прочие центральные банки прекратили свою дорогостоящую, но бесполезную поддержку фунта. Банк Англии в тот же день повысил свою базовую ставку на целых 5%, пытаясь ослабить мощное давление продаж. Однако размер повышения процентной ставки не впечатлил рынок, так как он решил, что только кризис, а не экономическая политика, вынудил изменить процентную ставку. Вследствие этого продажа фунта продолжилась с той же энергией.
Когда не осталось иного выхода, Банк Англии бы вынужден отказаться от участия в Механизме валютных курсов спустя два года после вступления в него. Несмотря на высокие затраты, направленные на поддержание фунта в пределах допустимого диапазона (оцениваемые в 20 млрд долл.), порог отклонения выполнил свою функцию запасного выхода, минимизировав убытки остальных членов ЕВС.
Европейские официальные лица не нашли нужным использовать подобную меру при переходе к евро, поскольку не осталось валют, к которым ее можно было бы применять.
Поддерживающие схемы кредитования
Поддерживающие схемы кредитования (supporting credit facilities) предоставляют центральным банкам ЕВС альтернативу
использованию своих валютных резервов для целей паритетных поддерживающих интервенций. Эти схемы включают кредиты с тремя различными сроками:
a. краткосрочные ссуды (от 45 до 90 дней) практически неограниченного размера;
b. среднесрочные ссуды (от 90 до 270 дней) из ограниченного пула (в экю), основанного на квотах всех членов ЕВС;
c. долгосрочные ссуды из ограниченного пула (в экю), обусловленные обещаниями заемщика проводить в дальнейшем внутреннюю экономическую политику, минимизирующую будущую потребность в этом типе ссуды.
Европейский фонд валютного сотрудничества
Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund) был организован для управления распределением кредитов ЕВС. Для повышения привлекательности экю страны, которые держат больше депозитов в экю или которые получают больше платежей по ссудам, чем предполагает их доля экю в ЕВС, получают процент по депозитному излишку, и наоборот. Процентная ставка при этом равна взвешенному среднему по всем учетным ставкам членов ЕВС.
Функционирование Европейской валютной системы
Немного времени прошло с момента образования ЕВС, когда возникли проблемы, напомнившие о временах «змеи». Расхождения в темпах роста и темпах инфляции среди стран - членов ЕВС продолжали порождать нежелательные изменения процентных ставок и экономической политики. Тем не менее, несмотря на многочисленные препятствия и ряд трансформаций, ЕВС успешно преодолел 1980-е годы.
1990-е годы оказались для Европейской валютной системы значительно более бурными. Несмотря на длительное противодействие полному экономическому объединению в Европе, начиная с 1987 г. Великобритания сумела успешно, правда, ценой значительной инфляции в стране, удержать фунт в пределах, установленных ЕВС. Великобритания была специальным членом ЕВС с самого его основания, но не присоединилась к Механизму валютных курсов (MBК).
Как одна из экономически мощных европейских стран, Великобритания должна была находиться в центре дискуссий о будущем Европейского валютного союза. Однако британская экономика пережила высокую инфляцию и, кроме того, британское правительство противилось любому варианту экономического и финансового объединения, которое могло посягнуть на национальный суверенитет, полагая, что осязаемые будущие политические выгоды от независимости перевешивают краткосрочные экономические интересы. В сентябре 1990 г. Великобритания присоединилась к Механизму валютных курсов при кросс-курсе стерлинг/немецкая марка в 2.9500.
Этот шаг рассматривался как выгодный для британской экономики. Ранее надежным уровнем кросс-курса стерлинг/немецкая марка считался уровень в 3.0000. И Банк Англии, и Центральный банк ФРГ должны были использовать интервенции для защиты этого уровня. После объявления курса валютный рынок среагировал агрессивно, покупая (или пытаясь купить) значительные объемы фунта, несмотря на одновременное снижение базовой ставки на 1%. Барьер в 3.0000 был разрушен в течение нескольких минут.
В этот день были сбиты с толку все трейдеры по сделкам с фунтом, так как практически невозможно было торговать валютой. Не много найдется эпизодов в карьере спотовых трейдеров, когда они наблюдали за совершенной неспособностью брокеров котировать цену.
С самого начала выдвигались возражения относительно высокого кросс-курса в 2.9500 немецких марок за фунт стерлингов, с которым Великобритания присоединилась к МВК. Однако британская позиция оставалась последовательной - этот шаг был частью долгосрочной стратегии обуздания инфляции.
Даже после присоединения к МВК британское правительство продолжало выдвигать свои давнишние возражения против большей координации экономической политики стран-членов и против единой валюты. В конце концов, в отношении валютного объединения его позиция смягчилась, но она не изменилась в отношении европейского федерализма.
В конце 1991 г., когда быстрая кончина коммунистического блока и неожиданное объединение Германии все еще находились в процессе психологического усвоения, перспективы ЕВС казались вполне обнадеживающими.
В феврале 1992 г. 12 членов МВК подписали в голландском городе Маастрихте Договор о Европейском союзе, который создал Европейский союз (ЕС - European Union (EU)). Это было претенциозное соглашение, призванное зародить «более тесный союз между народами Европы». Этими 12 странами были Бельгия, Дания, Франция, Германия, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. Договор содержал ряд поправок к Римскому договору 1957 г.
Некоторые страны не желали отказываться от национального контроля над валютной политикой, в особенности Дания и Великобритания. 2 июня 1992 г. датский народ небольшим большинством голосов отверг Маастрихтский договор. Однако те же датчане в мае 1993 г. проголосовали за него. Британцы ратифицировали договор, но они не поддержали введения общей европейской валюты. Европейский союз был учрежден 1 ноября 1993 г. после ратификации договора всеми 12 странами-членами, которые и стали членами ЕС. Европейский союз унаследовал от ЕЭС парламент, совет, комиссию и суд.
Маастрихтский договор должен был стать законом только после ратификации всеми членами ЕВС, и предполагалось, что это произойдет в январе 1993 г. параллельно с организацией единого Европейского рынка. В соответствии с Маастрихтским договором Европейское сообщество должно было организовать центральный банк к 1994 г., единую валюту - к январю 1997 или январю 1999 г. и выработать совместную экономическую и внешнюю политику - к 1999 г.
Критерии сближения для членов МВК основывались на инфляции, процентных ставках, обменных курсах, бюджетном дефиците и долговых обязательствах государства. Темпы инфляции не должны были превышать более чем на 1.5% наименьших среди членов МВК трех показателей темпов инфляции за предыдущий год. Процентные ставки не должны были превышать более чем на 2% наименьших среди членов МВК процентных ставок за предыдущий год. Что касается валютных курсов, то страна должна была в течение 2 лет быть членом соглашения МВК о диапазонах курса без его пересмотра. Бюджетные дефицит не мог превышать 3% ВВП. Наконец, сумма долговых обязательств государства не могла превышать 60% ВВП. Но один важный экономический индикатор не был включен в список критериев - безработица. И что в результате? Двузначные цифры безработицы в зоне евро до и после сближения валют в 1999 г.
Не все страны сумели выдержать требования критериев и в ход пошли закулисные переговоры. Подход Германии был предельно строг: только страны, выполнившие все требования, станут участниками первого этапа сближения. Франция полагала, что критерии означают лишь последовательность целей, к достижению которых должны были бы стремиться все страны, если бы они не сумели этого сделать к назначенному сроку. Французский подход победил. Вследствие этого две страны, которые не сумели достичь целей, - Италия и Бельгия - стали участниками первых договоренностей, а Греции этого сделать не удалось.
Кризис ЕВС 1992-1993 гг.
Когда в начале 1990-х годов стали осязаемыми издержки политических изменений в Европе, энтузиазм среди членов МВК начал улетучиваться. Как уже говорилось ранее, в июне 1992 г. датский референдум отверг договор. В сентябре 1992 г. британский фунт и итальянская лира вышли из МВК (как утверждали официальные источники, временно). Были подняты красные флаги. Валютный шок, вызванный приостановкой участия британского фунта в МВК, имел долгосрочные последствия. Как могло это произойти?
Многие участники рынка указывали на Центральный банк Германии с его жесткой валютной политикой. Традиционная неприязнь Германии к инфляции подкреплялась специфическими инфляционными последствиями объединения с восточными братьями. Побуждаемому повышенным потребительским спросом, исходящим из бывшей Восточной Германии, Центральному банку Германии не оставалось ничего иного, как проводить политику высоких процентных ставок. Эта политика вполне оправдала себя внутри страны, но породила значительные проблемы за границей.
Когда в сентябре 1992 г. начали разворачиваться события, Германия осуществила снижение процентной ставки только на 0.25%, что было значительно меньше, чем от нее ждали ее соседи.
В условиях всемирного экономического спада и восточноевропейской политической сумятицы каждая страна пыталась сохранить свои экономические позиции. Столкнувшись с мучительным выбором между дорогостоящей поддержкой своей валюты на согласованном уровне и удушающим экономику повышением процентных ставок, большинство членов ЕВС оказалось загнанным в угол. В конечном счете валютная система предназначалась для снижения колебаний валютных курсов, чему должно было способствовать экономическое сближение стран-членов. Считалось, что более сильные валюты, такие, как немецкая марка, голландский гульден и бельгийский франк, должны быть ревальвированы, а остальные - девальвированы.
Поэтому, когда в сентябре 1992 г. повысился спрос на валюты ЕВС, это выглядело вполне естественным и не казалось чем-то совершенно неожиданным. Однако удивительным стало то, с какой скоростью начали действовать экономические силы на валютных рынках. Неслучайно, что средний дневной торговый оборот к концу 1992 г. достиг 1 трлн долл. США.
Фунт стерлингов и итальянская лира, конечно же, не были единственными валютами, которых затронул кризис. Испанская песета, португальский эскудо и ирландский фунт были девальвированы; норвежской кроне и финской марке было дозволено колебаться. Шведский центральный банк повысил ключевую процентную ставку на 500% (это - не опечатка!), пока не отказался от этого и не позволил шведской кроне свободно колебаться; датская крона и французский франк оказались под всевозрастающим давлением. Предоставление валютам возможности свободно колебаться в соответствии с законом спроса и предложения де-факто означало девальвацию.
Шведская крона и финская марка не являются, конечно, членами ЕВС. Однако в связи с планами вступления в эту организацию шведский и финский центральные банки поддерживали курсы своих валют в установленных диапазонах для демонстрации требуемой финансовой дисциплины и приверженности принципам ЕВС.
Что же произошло с французским франком? Вообще говоря, французский франк на начальных этапах интенсивных продаж валют ЕВС оказался под меньшим давлением. Но вскоре и французский франк стал объектом продаж для трейдеров во всем мире. Казалось, что фундаментальные экономические факторы должны были бы оказывать поддержку французскому франку. Французская экономика находилась в лучшем состоянии, чем экономики других стран-членов. Относительная независимость Банка Франции воспринималась как фактор, благоприятствующий франку.
После атаки на более слабые валюты ЕВС, вызвавшей повсюду девальвации, валютные рынки наконец-то принялись за основную валюту, противостоящую немецкой марке, - французский франк. Политика французского правительства, нацеленная на воспрепятствование девальвации франка в рамках МВК и известная под названием политики «сильного франка», подверглась испытанию.
Когда продажи французского франка стали весьма интенсивными, французские усилия были поддержаны Германией. Казалось, к недовольству более мелких членов, что Центральный банк Германии будет в большей степени помогать Франции, чем их собственным валютам.
Было ли это неожиданным? Конечно же, нет. За таким поведением Германии стоял франко-западногерманский Договор о сотрудничестве. Франция и Германия заключили в свое время всеобъемлющий пакт, уточняющий экономические и политические обязательства сторон по отношению друг к другу. Лишь через тридцать лет этот пакт был подвергнут испытанию на валютных рынках.
Центральный банк Германии помог не только масштабными интервенциями на валютном рынке, но и снижением процентных ставок. Германия предприняла снижение процентных ставок специально для поддержки французского франка, хотя ее подталкивало к этому и мощное давление со всех сторон. Тем не менее, несмотря на значительные совместные усилия, «сильный франк» спасти не удалось.
Решение, принятое ЕВС в конце последней недели июля 1993 г., расширяло прежний диапазон колебаний с 2.25 и 6% до 15%. Хотя утверждалось, что такое решение носит временный характер, будущее Европейской валютной системы, как оно виделось при заключении Маастрихсткого договора, оказалось в опасности.
ПОЯВЛЕНИЕ ЕВРО
Ниже приводятся официальные окончательные фиксированные курсы 11 европейских валют, образовавших евро (euro (EUR)). Курсы были предложены Комиссией ЕС и одобрены министрами финансов ЕС 31 декабря 1998 г. Курсы начинали действовать в полночь 1 января 1999 г. Реальной начальной датой стал понедельник 4 января 1999 г.
31 декабря 1998 г. также был установлен окончательный фиксинг для экю в отношении 1:1 к евро на полночь 1 января 1999 г., центральные курсы Механизма валютных курсов (МВК-2) для греческой драхмы и датской кроны:
353.109 драхм за евро 7.46038 крон за евро
[attachment=0]ScreenHunter_13 Aug. 02 10.41.gif[/attachment]
Дания должна была соблюдать диапазон отклонения относительно центрального курса в 2.25%, а Греции разрешалось использовать диапазон отклонения в 15%.