Все разделы форума доступны для просмотра всем желающим, без регистрации. Если вы хотите оставлять комментарии на форуме, вам необходимо создать учетную запись или авторизоваться.
Список форумов ‹ Для трейдеров ‹ Аналитика рынков FOREX и CFD (металлы, акции США, фьючерсы) ‹ Фреш-прогноз ‹ Фундаментальный анализ
|
Прогноз-сценарий на 24.11.2011
Г.Юлдашева/М.Шукурзода: Стратегия нового Шелкового пути - проблемы и перспективы
Недавно правительство США представило стратегию "Нового Шелкового пути" (The New Silk Road), направленную на углубление экономических и торговых связей между странами Южной и Центральной Азии, в целях развитии всего региона и, в частности, Афганистана. "Эта стратегия имеет свои корни в истории, она направлена на то, чтобы создать механизмы для передвижения товаров, людей и идей через границы стран региона", - заявил заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк в ходе дискуссии в Фонде Джеймстаун. Глава Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса Фредерик Старр в ходе дискуссии заявил, что на протяжении последних лет торговые пути между Западом и Востоком восстанавливаются, и эти процессы "необратимы". "Именно эти процессы стали основой для стратегии США", - считает профессор.
С момента распада биполярного мира дискуссии о новом миропорядке и проблемах региональной нестабильности почти не утихают. Однако в последнее время они, по всей видимости, достигли своего "апогея", судя по разворачиванию в средствах массовой информации ожесточенных споров вокруг предлагаемого Россией евразийского пути развития, с одной стороны, и стратегией США "Новый Шелковый путь", с другой. Каждая из предлагаемых моделей развития имеет свои преимущества и уязвимые места, абсолютно очевидно лишь одно - успех их реализации тесно взаимосвязан с вопросами урегулирования в том или ином формате афганской проблемы. И это естественно в условиях глобализации, единства и неделимости международной безопасности.
Действительно, любая стратегия на евроазиатском пространстве вынуждена учитывать афганскую дилемму, напрямую или косвенно отражающуюся на темпах и уровнях ее реализации. Помимо фактов непрекращающейся наркоторговли, нелегальной миграции и преступности с территории Афганистана, следует учесть и следующие внешнеполитические тенденции, которые также имеют потенциал негативного воздействия на процессы, разворачивающиеся на всем евразийском континенте:
- распространение сферы действия радикальных течений в Центральной Азии (с охватом ныне территорий Кыргызстана и Казахстана);
- раздробленность и отсутствие геополитического единства в регионе ЦА;
- постепенный приход к власти на Ближнем Востоке исламских режимов и продолжение там нестабильности;
- нерешенность каспийского диспута и неопределенность в сфере энергополитики на Ближнем Востоке.
В этой связи особый интерес представляет концепция "Современный Шелковый путь", предложенная проф. Фредериком Старром, председателем института ЦА и Кавказ при университете Дж.Хопкинса, и сформулированная в качестве новой стратегии США совместно с вашингтонским Центром стратегических и международных исследований. В настоящее время, похоже, администрация Б.Обамы активно взялась за претворение ее положений в жизнь, о чем свидетельствует повестка дня последних визитов госсекретаря США Х.Клинтон по республикам Центральной Азии и в Пакистан, непосредственно граничащих с Афганистаном.
Идеи, изложенные в данной концепции, не предлагают что-либо кардинально новое. Схожие идеи были озвучены еще в октябре 1997 года, когда сенатор Браунбек в тесном сотрудничестве с проф. Ф. Старром выдвинул свою законодательную инициативу о Шелковом пути. Позже данная идея получила свое более подробное развитие в концепции проф. Ф.Старра "Большая Центральная Азия". Сегодня проф. Ф.Старр предлагает обновленную версию концепции под названием "Новый Шелковый путь" в cвоей последней книге "Афганистан вне рамок процесса национального строительства. Предоставление шанса экономической стратегии" (Afghanistan Beyond the Fog of the Nation Building. Giving Economic Strategy a Chance).
О региональном измерении в центральноазиатской стратегии США проф.Ф.Старр писал и в таких более ранних своих трудах, как "Стратегическая оценка Центральной Азии и Кавказа, 1999-2000" (A Strategic Assessment of Central Asia and the Caucasus, 1999-2000) и "Новый Шелковый путь" (The New Silk Road. 2008). В данной книге проф. Ф.Старр продолжает фокусироваться на региональном характере новой стратегии США, но с учетом мнений своих оппонентов и последних реалий дня.
По сути своей она не только не исключает, а, напротив, опирается на поддержку при реализации транспортно-торговых операций в Афганистане таких государств, к примеру, как Россия, Китай и Иран, подробно о роли которых он писал еще в 2008г. Косвенное сотрудничество с Ираном фактически уже развивается, хотя и на определенной дистанции.
В книге при этом обосновывается лидерская и посредническая в интересах геополитической и экономической стабильности роль в данном проекте Соединенных Штатов, являющихся де-факто крупнейшим инвестором в регионе ЦА и интересы которых поэтому невозможно игнорировать при любом аналитическом раскладе. Долгосрочные экономические и политические цели, изложенные в новой афганской стратегии, логически исключают в то же время глобальное лидерство США во избежание столкновения в регионе многообразных вовлеченных ресурсов и интересов, без учета которых сам проект не будет практически осуществим.
По той же логике Афганистан выступает в данной стратегии в качестве важного узлового пункта и перекрестка строящихся торгово-транспортных путей. Как нестабильное во всех отношениях государство оно является лишь центром сосредоточения усилий по социально-экономической стабилизации Центральной Азии, но никак не в качестве некоего геополитического центра или модели развития для соседних государств.
В пользу возможного осуществления данного проекта выступают следующие факторы:
- диверсификация транзитных возможностей отвечает интересам всех ЦА республик;
- транспортно-логистическая сеть важной в американской стратегии Северной распределительной сети захватывает территории девяти стран бывшего СССР – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Украины и Латвии;
- эксперты США все чаще выступают в пользу партнерства с Россией и Китаем, как важными региональными игроками, чей потенциал и интересы следует учесть в афганской стратегии;
- сближение позиций ЕС и США по Афганистану (в частности, Германии и США);
- снятие военных санкций и активизация американского бизнеса в Узбекистане;
- дипломатические и иные усилия США по урегулированию межгосударственных отношений в Центральной Азии;
- сохранение у части ЦА государств стремления к региональной интеграции, о чем свидетельствует приверженность президента РК Н. Назарбаева идее возрождения ЦАС и попытки Кыргызстана и Узбекистана нормализовать отношения (открытие между ними границы 26 октября с.г.);
- возобновление диалога между Пакистаном и Индией, подписание между ними транзитного соглашения.
Разумеется, данные тенденции носят пока неустойчивый характер и многое еще предстоит сделать. Однако наряду со статистическими данными серьезных научных исследований по региону ЦА, приведенными в книге проф. Старра, они вселяют надежду на позитивный исход событий.
Ниже приводим результаты интервью с проф. Ф.Старром, где он знакомит читателей с основными положениями своей новой концепции по Афганистану. Следует при этом подчеркнуть, что идеи и мысли, изложенные во введении и заключении данной публикации, отражают мнение ее авторов и ни в коей мере не являются позицией проф. Ф.Старра.
***
Вопрос: Правительство США недавно представило стратегию "Нового Шелкового пути", которая направлена на углубление экономических и торговых отношений между Центральной и Южной Азией. Что нового, по сравнению с предыдущим американским подходом к экономической реконструкции Афганистана, вносит новая стратегия?
Фредерик Старр: "Новая стратегия США сконцентрирована на развитии интегрированной стратегии экономического и социального развития Афганистана, подразумевающего формирование новой системы транспортных и энергетических маршрутов вдоль линии древнего Шелкового пути.
Подход США к экономическому возрождению Афганистана будет, как и прежде, направлен на создание рабочих мест, предоставление основополагающих социальных услуг, строительство инфраструктуры и развитие финансовой устойчивости. Однако эти цели будут сконцентрированы вокруг более целенаправленной комплексной стратегии, которая будет охватывать расширение транспортного и торгового потенциала в качестве основной движущей силы экономического роста.
При этом применение военных мер будет являться лишь средством, а не конечной стратегической целью. Возрождение в новых условиях древних транзитных маршрутов через территорию Афганистана может решить нынешнюю стратегическую дилемму США и стать подлинным ключом к успеху их региональной стратегии в случае эффективного использования лидерского потенциала и возможностей США в этом вопросе.
Новая экономическая стратегия признает тот факт, что афганский вопрос носит региональный характер и затрагивает интересы остальной части Центральной Азии, Пакистана, Индии, Китая, Ирана и других стран, и, следовательно, должен решаться на региональном уровне. Такая стратегия принесет пользу всем и не направлена против какой-либо стороны. Приоритетные проекты стратегии включают в себя завершение прокладки афганской кольцевой дороги и шоссе Кабул-Герат, которые будут связаны с континентальными маршрутами, в частности с пакистанским портом в Гвадаре, строительство трансафганских железнодорожных линий, связывающих Европу и Азию, запуск трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и ввод в действие высоковольтных линий электропередач, связывающих Среднюю Азию, Афганистан, северный Пакистан и Индию.
США придают сегодня важнейший приоритет реализации концепции "Нового Шелкового пути". В связи с этим, Соединенные Штаты недавно назначили уполномоченного президентом специального посланника, который возглавит специальную межведомственную группу с целью координации работы военных и гражданских представителей в США, в Афганистане, странах-партнерах по коалиции и государствах региона. Параллельно предполагается использовать все инструменты, имеющиеся в распоряжении правительства США для привлечения ресурсов частного сектора".
Вопрос: Каким критериям должна соответствовать пересмотренная экономическая стратегия по Афганистану для достижения успеха?
Фредерик Старр: "Во-первых, она должна непосредственным и ощутимым образом улучшить жизнь афганцев, пакистанцев и населения тех государств Центральной Азии, которые играют ключевую роль в этом региональном проекте. В этом случае заинтересованные внутренние и внешние стороны будут включены в данный процесс. Только с помощью этих мер можно ограничить склонность к использованию насильственных решений и возникнет необходимость в сокращении масштабного и дорогостоящего военного присутствия США в ближайшем будущем.
Во-вторых, необходимо создать возможности для проведения экономической стратегии одновременно с военной стратегией таким образом, чтобы они взаимно подкрепляли друг друга.
В-третьих, стратегия должна открыть афганскому правительству возможность притока доходов. Сегодня США оплачивают жалование всех афганских солдат и гражданских служащих, однако подобная практика не может продолжаться вечно.
В-четвертых, экономическая стратегия должна сработать достаточно быстро, чтобы представить существенные результаты уже в течение ближайших 1-2 лет. Такой быстрый результат может содействовать концентрации большего внимания на проблемах устранения административных и процедурных барьеров в торговле. В целом, экономический прогресс создаст такие условия, при которых США смогут переключить свое внимание с вопросов применения военной силы на проблемы совершенствования социально-экономических условий. Единственный подход, который отвечает этим критериям – подход, сфокусированный на восстановлении традиционной роли Афганистана в качестве торгово-транспортного центра, связующего Европу и Ближний Восток с Индийским субконтинентом и всей Южной и Юго-Восточной Азией".
Вопрос: Вне всякого сомнения, преимущество Афганистана заключено в его геостратегическом расположении. В то же время, эта страна по-прежнему рассматривается как "конец дороги", а не в качестве центрального транспортного узла. Как Вы относитесь к подобного рода оценкам?
Фредерик Старр: "Более двух тысячелетий Афганистан был местом, где сходились все торговые пути в Индию, Китай, Ближний Восток и Европу. Вот почему Марко Поло пересекал эту страну по пути в Китай, а арабские путешественники, в частности, Ибн Батута, пересекали Афганистан по дороге в Индию. Торговля по маршруту, не совсем точно названному "Шелковый путь" (на самом деле, какие только товары не перевозились по нему!), приносила огромные богатства. Балх, расположенный вблизи Мазари-Шарифа, когда-то славился как один из крупнейших и богатейших городов на земле. Средневековые арабы, которые не понаслышке знали о городской жизни, называли его "матерью городов". Баграм в свое время поддерживал выгодные связи одновременно с Древней Грецией и Индией, что позволяло ему пышно процветать.
Возглавляемая США операция "Несокрушимая свобода" радикально изменила ситуацию в современном Афганистане. Впервые с 1936 года вновь открыты его северные границы для международной торговли, создана аналогичная ситуация на восточной границе Афганистана с Пакистаном. Это событие, совершенно непреднамеренное и в целом незамеченное в Америке и в мире, явилось в прошлом веке одним из самых поворотных событий на Евразийском пространстве".
Вопрос: Какие другие факторы влияют на будущее развитие трансконтинентальной торговли в Евразии через Афганистан?
Фредерик Старр: "Наиболее мощными двигателями в расширении трансконтинентальной евразийской торговли станет в ближайшие годы динамичный рост индийской и китайской экономик. До сих пор львиная доля экспорта Китая и Индии осуществляется морским путем, но ожидаемое увеличение их экспорта увеличит, соответственно, спрос на трансконтинентальные автомобильные и железнодорожные маршруты доставок. Многие перевозки из Западного Китая, например, естественным образом приспособлены к трансконтинентальной торговле с учетом огромных расстояний с мест производства до портов и медленного передвижения морского транспорта. Реалистичные оценки индийской торговли по суше через страны Центральной Азии на европейские и ближневосточные рынки предусматривают ежегодный рост к 2015 г. в 100-120 млрд. долларов США. Афганистан и соседние центральноазиатские страны получат огромную пользу от этой торговли путем сбора тарифов и посредством все возрастающей роли собственных отраслей, связанных с транзитом".
Вопрос: Но некоторые политики и аналитики утверждают, что транспортный "Новый Шелковый путь" не может быть реализован до установления стабильности в Афганистане. Согласны ли вы с такой оценкой?
Фредерик Старр: "Нельзя отрицать, что продолжающееся насилие в Афганистане, а также в таких регионах как Белуджистан, Кашмир и в других частях Евразии, препятствует росту экономической активности и притоку частных и государственных инвестиций, что могло бы способствовать развитию континентальной торговли и экономическому росту. Однако непрерывный поток пакистанских грузовиков, осуществляющих поставки силам НАТО из Карачи в Афганистан вдоль дорог, полностью доступных пуштунам и другим мятежникам, является доказательством того, что коммерческая деятельность может процветать, несмотря на нестабильность. Любая прибыль, которую предположительно стремятся получить боевики, срывая жизненно важные линии поставок на стратегическом уровне, перевешивается тем фактом, что местные племена получают существенную прибыль от трафика. Пока существуют такие стимулы, местное население будет отдавать приоритет торговле, а не политическому насилию. В этой связи США и НАТО не мешало бы напомнить, что одной из причин успеха талибов в получении контроля над Афганистаном было то, что они обещали отменить пункты местных поборов.
Работы по модернизации 3 тыс. км кольцевой дороги, соединяющей города Мазари-Шариф, Кабул, Кандагар и Герат, уже способствовали росту национальных внутренних перевозок. Эксперты МВФ и афганские власти подсчитали, что по сравнению с 175 тыс. в 2002 г. в настоящее время в Афганистане передвигаются более 600 тыс. автомобилей по 13 тыс. км построенным или восстановленным дорогам. Улучшение функционирования дорог является частью того стратегического приоритета, которое придает афганское правительство транспорту и оно служит стабилизации ситуации в Афганистане".
Вопрос: Очевидно, что восстановление "Нового шелкового пути" будет стимулировать взаимовыгодную международную и региональную торговлю. Как Вы оцениваете в этой связи роль отдельных стран в развитии транспортного сектора в Афганистане и вокруг него?
Фредерик Старр: "Проект уже поддерживают все соседние государства. С Америкой или без нее они стремятся к получению тех выгод, на которые, по их мнению, они имеют исторические права. В частности, Узбекистан при финансовой поддержке Азиатского банка развития, расширил свою железнодорожную систему до Мазари-Шарифа и отправляет электроэнергию для освещения Кабула. Соседний Таджикистан открыл с помощью Китая и Ирана дорогу через высокогорный Памир из Китая к новому, построенному американцами мосту в сторону Афганистана, и также намерен провести железнодорожную линию от своей столицы Душанбе к афганской границе. Туркменистан, в свою очередь, рассматривает возможность прокладки сети автострад и железных дорог, соединяющих его с афганской кольцевой дорогой.
Пакистан и Китай восстанавливают проходящую через пакистанскую территорию основную северо-южную дорогу, которая обеспечивает Афганистан ключевым соединением через Хиберский перевал в сторону Китая и Аравийского моря. На южной конечной станции в Гвадаре они уже построили новый порт, который обеспечит наиболее эффективное морское сообщение между центральноазиатскими странами, Афганистаном и быстро развивающимися экономиками Юго-Восточной Азии. Китай также надеется на расширение доступа Афганистана на восток с помощью строительства железной дороги через Хиберский перевал с дальнейшим подключением к восточно-западной линии через Пакистан.
Иран, между тем, расширяет свою железную дорогу и систему автострад в Герат, ключевой город западной части Афганистана. Тегеран также строит новый порт в Чабахаре, способный соперничать с Гвадаром. Индия оказала содействие в строительстве дороги, которая свяжет Чабахар с кольцевой дорогой Афганистана. Северо-западный сосед Афганистана, богатый газом Туркменистан, тем временем, построил новый порт Туркменбаши на Каспийском море, через который грузы будут поставляться из Афганистана и Востока в Азербайджан и далее к Черному морю и Европе. Туркменистан подписал соглашение с Афганистаном, Пакистаном и Индией о строительстве газопровода для доставки туркменского газа через Афганистан в нуждающиеся в энергии северо-западные районы Индии, а также в Пакистан. И как упоминалось, Соединенные Штаты потратили 1,8 млрд. долларов на переустройство 635 км афганской кольцевой дороги и 2700 км других дорог, объединяющих первичные и вторичные рынки".
Вопрос: Вы подробно описали ситуацию с реализацией проектов строительства системы автострад и железных дорог в Афганистане. В свзия с этим как Вы оцениваете результаты развития авиационного транспорта в этой стране?
Фредерик Старр: "Подключение Афганистана к миру воздушным сообщением продвигается медленно, к тому же этот процесс протекает в конкурентной среде, где большинство соседей Афганистана стремятся стать основным авиационным перевалочным пунктом между Востоком и Западом. Тем не менее, Япония реконструировала терминал в аэропорту Кабула, а новая частная афганская авиакомпания уже осуществляет полеты во Франкфурт. Прямые рейсы из Кабула в основные центры воздушных сообщений имеют важное значение, как и развитие заслуживающей доверия национальной авиакомпании для внутренних сообщений. Узбекистан уже добился существенного прогресса в том, что сформировал себя в качестве узлового воздушного моста между Южной и Восточной Азией и Европой. Те, кто рассуждает исключительно в терминах "нулевой суммы", не могут понять огромный потенциал этого трафика в будущем. Афганистан может не стать основным воздушным мостом, но способен выполнять полезную роль, выигрышную для своей собственной экономики.
В Афганистане и вокруг региона существует много возможностей для реализации относительно рутинных мер по совершенствованию коммерческой авиации, что материализуется в более безопасное, надежное и контролируемое воздушное пространство и наземные операции. Это позволило бы странам Центральной Азии, расположенным вдоль Нового Шелкового пути, отстаивать свои права и получать арендную плату, связанную обычно в развитых странах мира с местом назначения и отдельными операциями в ходе полетов".
Вопрос: С учетом того, что неадекватная инфраструктура является не единственным барьером к расширению торговли в регионе, какие меры, на ваш взгляд, необходимы для решения институциональных препятствий и повышения эффективности работы транспортной сферы в Афганистане?
Фредерик Старр: "Существует множество исследований, где утверждается, что главными препятствиями для трансконтинентальной торговли являются институциональные, бюрократические и политические барьеры. Наиболее распространенным видом препятствия являются чрезмерные государственные пошлины, коррупция сотрудников пограничных служб, а также неспособность приграничных государств сотрудничать с целью оказания содействия торговле. Данную оценку подтверждает опрос, проведенный Азиатским Банком Развития среди приблизительно 1 тыс. водителей грузовиков дальних рейсов из различных стран, которые перевозят товары через Афганистан. При этом 90% полученных ответов указывают на бюрократию, как на самую большую помеху при перевозке грузов через границу. Данное обстоятельство не исключает важность инфраструктуры. Она, несомненно, играет решающую роль, особенно в вопросах прокладки железных дорог, трубопроводов и линий электропередач. Однако, это лишь часть истории.
Поэтому стандартизация и профессионализация таможенного администрирования имеет особое значение для разблокирования торгового потенциала Евразии. Эти меры ограничат возможности низкооплачиваемых и неподготовленных сотрудников по получению незаконной ренты у грузоотправителей и будут стимулировать приток частных инвестиций. Кроме того, часть затрат на усилия по всеобъемлющей стандартизации и повышению профессионализма может быть покрыта ведущими торговыми странами или спонсирована такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк. Связанные с этим политические и финансовые риски незначительны и будут сведены к минимуму по мере достижения прогресса в этой сфере. Сокращение финансовых затрат, связанных с передвижением транспорта, позволит Афганистану, Центральной Азии, Пакистану и их соседям по Шелковому пути, выгодно конкурировать с другими трансконтинентальными транспортными маршрутами".
Вопрос: Кто потерпит ущерб от предлагаемого проекта?
Фредерик Старр: Во-первых, это не проект-предложение. Новый Шелковый путь фактически уже продвигается во всех направлениях, при посредничестве или без содействия Соединенных Штатов или какой-либо другой страны или группы стран. Открытие континентальных транспортных путей через Афганистан и Центральную Азию неизбежно. Единственный вопрос состоит лишь в том, что он может быть ускорен при поддержке США. Поэтому мы не задаем вопрос о том, будет ли развиваться дальше подобный проект – на деле он достаточно быстро продвигается вперед.
Будут ли здесь победители и проигравшие? Не обязательно. Открытие континентального пути через Афганистан и всю Центральную Азию не направлено против чьих-либо интересов. Российское правительство в Москве может выражать скептицизм в этом вопросе, так как оно стремится сохранить транспортную модель советского периода. Тем временем, однако, бизнесмены на Урале, в Западной Сибири и Алтае горят желанием получить доступ к отправке своих грузов в Индию, Пакистан и Юго-Восточную Азию, и существенно выиграют от предлагаемых инициатив. Единственными проигравшими будут те, кто отказывается от конкуренции, и те, кто стремится препятствовать другим в участии в разворачивающейся конкуренции.
Вопрос: И все же, какие основные соображения или интересы стояли за принятием американской администрацией концепции "Нового Шелкового пути" по Афганистану?
Фредерик Старр: "Во-первых, неспособность США принять "Стратегию Шелкового пути" для Афганистана и сопредельных стран нанесла бы серьезный удар по авторитету Вашингтона в Кабуле и других региональных столицах. Перспектива стратегической индифферентности не является для США тривиальным вопросом с учетом того, что Афганистан и Центральная Азия являются единственным регионом на планете, окруженным четырьмя или почти пятью ядерными державами (Пакистан, Индия, Китай, Россия и, возможно, Иран). Это означает, что возможный кризис в Афганистане, Центральной Азии и Пакистане может отразиться в первую очередь не на Вашингтоне, но на его союзниках и партнерах, чья стабильность не безразлична для США.
Во-вторых, если США не смогут участвовать в развитии этой транспортно-торгово-ориентированной стратегии, то лишатся возможности использовать и развивать свои сравнительные преимущества в более широком региональном масштабе. Это равносильно заявке о том, что крупнейшая экономическая держава способна преследовать свои цели исключительно военным путем. Не менее важно и то, что Соединенные Штаты упустят тем самым возможность привлечения партнеров по НАТО и другие государства в проект, которому не способны противостоять даже самые миролюбивые парламенты. Другими словами, если бы США оказались не в состоянии предложить и проводить новую транспортно-торговую стратегию, НАТО также пришлось бы за это расплачиваться.
В-третьих, транспортная стратегия эффективно привлекает частный сектор, включая американские фирмы. Их роль, несомненно, не будет столь огромной, однако нельзя исключать того, что это важный фактор в пользу консолидации поддержки региона Центральной Азии внутри самих США. Бизнесмены в Китае, Индии, Японии и Ирана при поддержке и помощи своих правительств уже активно выстраиваются в очередь к участию в транспортных проектах на территории Афганистана и всего региона ЦА. С открытием новых коридоров, откроются новые возможности в таких разнообразных сферах как страхование, экспедирование грузов, гостиничный бизнес, горное дело, производство гидроэнергии, сельское хозяйство и промышленность.
Наконец, в случае игнорирования торгово-транспортной стратегии или процесса национального строительства в Афганистане США растратили бы вложенные огромные инвестиции в форме американских жизней и денег в тот момент, когда положительный результат уже не за горами. Это было бы тем более печально, что Соединенные Штаты практически являются единственным крупным инвестором в новые транспортные системы, которые соединят Афганистан с остальной частью света".
Выводы
1. Очевидно, что при урегулировании афганской проблемы в вышеизложенном ракурсе заинтересованы, прежде всего, сами Соединенные Штаты, поскольку с устранением потенциальных угроз как своим, так и центральноазиатским интересам, они сохраняют при этом положение одного из крупнейших лидеров в зарождающемся миропорядке, что вполне объективно для держав такого уровня. Исключительность США заключается в их экономическом, научно-техническом и коммерческом потенциале, способности оказать помощь странам региона в укреплении связей с мировыми политическими и финансовыми институтами и рынками.
2. При этом вопросы демократии отодвигаются на второй план в силу несоизмеримости по масштабам возможных последствий региональной нестабильности с уровнем демократических проблем. Однако более открытым политическим системам будет, естественно, легче развивать отношения со стабильными, мирными странами с прочной экономикой.
3. Невозможно исключить также заинтересованность самих региональных государств, включая в первую очередь, ЦА страны, в достижении стабильности, развитии транзитных возможностей и региональной торговли, решении социально-экономических проблем. Чисто политические проекты "интегрирования" Центральной Азии не срабатывали до сих пор по понятным причинам. Идеальность проекта Новый Шелковый путь заключается в том, что он призывает не к интеграции, а к кординации совместных усилий, что вполне совместимо со стремлением региональных государств сохранить и упрочить свой суверенитет и независимость.
4. При всей заинтересованности региональных государств реализации стратегии препятствует в настоящее время сохранение противоречий США с Китаем, Ираном и Пакистаном, частично, с Россией, что требует особых усилий со стороны США по их устранению. Вместе с тем стоит вновь подчеркнуть: стратегия Нового Шелкового пути не направлена против чьих-либо интересов. Каждый, включая Китай, Россию и Иран могут получать от нее выгоду.
5. Очевидно, что эффективность "Нового Шелкового пути" будет во многом определяться экономическими интересами в регионе, существующим рынком спроса и предложения. Однако, не менее важную роль в продвижении экономических проектов будут играть политические причины. Так, в случае затягивания прений и дискуссий в американском истеблишменте по вопросам реализации проекта и непредвиденных осложнений в зоне Центральной Азии есть риск перерождения новой стратегии в очередной политический лозунг. В этом случае, несомненно, сильнейший стимул получит модель евразийского пути развития с объединением в перспективе всей Центральной Азии.
Авторы: доктор политических наук Гули Юлдашева, заместитель редактора нью-йоркской газеты "Vatandosh", собственный корреспондент 12.uz в США Мавлон Шукурзода. Вашингтон-Ташкент.
Важные новости на сегодня:
11:00 мск. Германия: Индекс GfK
12:15 мск. Швейцария: Число рабочих мест за 3 кв (Предыдущее значение - 2.767 млн.)
13:00 мск. Германия: Индекс настроений Ifo в ноябре (Предыдущее значение - 106.4, Прогноз - 105.1)
13:30 мск. Великобритания: Валовой внутренний продукт за 3 кв (Предыдущее значение - 0.5 % к/к, Прогноз - 0.5 % к/к)
14:13 мск. Швейцария: Число занятых за 3 кв (Предыдущее значение - 2.77 млн.)
16:00 мск. Великобритания: Индекс заказов Конфедерации британской промышленности в ноябре (Предыдущее значение - -18, Прогноз - -18)
18:00 мск. Еврозона: Индекс условий для бизнеса в Бельгии - NBB в ноябре (Предыдущее значение - -10.4, Прогноз - -11.3)
Выходной день в банках Америки
Неспособность суперкомитета прийти к единому решению может привести к новому понижению кредитного рейтинга США
Разногласия в подходе к ограничению расходов на социальные нужды и оборону стали главной причиной того, что комитет конгресса, призванный разработать план по снижению 15-триллионного дефицита госбюджета на 1.2 триллиона долларов, не смог принять решение.
Президент заявил, что для экономического восстановления потребуется время
Президент вновь отправился в поездку по стране в рамках кампании в поддержку его экономических инициатив. На этот раз он выступил в одной из школ в городе Манчестер (штат Нью-Хэмпшир) на северо-востоке страны.
В своем выступлении Барак Обама призвал американцев набраться терпения и поддержать его усилия, призванные ускорить подъем экономики. Президент вновь подверг критике республиканцев за то, что те проголосовали против предложенного им законопроекта о занятости.
Обама также заявил, что его экономическая политика увенчается успехом, но не сразу, а немного погодя.
«Понадобится некоторое время для того, чтобы восстановить экономику, в которой средний класс мог бы вновь почувствовать себя уверенно, а те, кто стремится стать средним классом, получили бы такую возможность. Потребуется время для того, чтобы восстановить экономику, основанную не на налоговых лазейках, привлечении подрядчиков или рискованных финансовых операциях, а такую экономику, которая должна быть надежной и долговечной», - заявил президент.
Очередной призыв президента прозвучал на следующий день после того, как Суперкомитет Конгресса не смог согласовать меры по сокращению дефицита государственного бюджета. Белый дом обвинил в срыве компромисса республиканцев.
Суперкомитет, созданный в августе, так и не смог достичь согласия. Бюджеты социального и оборонного ведомств на 2013 год будут сокращены автоматически. Отсутствие четкого плана снижения расходов ведет к дальнейшему подрыву доверия к Соединенным Штатам на международных финансовых рынках и, не исключено, к новому снижению кредитного рейтинга.
Главной причиной разногласий являются введенные еще при президенте Буше налоговые льготы для богатых американцев, срок действия которых заканчивается в 2012 году. Демократы хотят если не полностью их отменить, то хотя бы значительно уменьшить, в то время, как республиканцы категорически настаивают на их продлении. Республиканцы в очередной пообещали не подписывать никакого соглашения, в котором бы предусматривалось повышение налогов. С другой стороны, республиканцы настаивают на серьезном уменьшении расходов на социалку и образование, а демократы хотят, чтобы сокращения по этим ведомствам были минимальными.
Евро/доллар
Суета вокруг Франции: краткий свод основных причин
Стервятники все активнее нарезают круги над Францией в условиях, когда над ее рейтингом ААА нависла угроза, а будущие перспективы европейского фонда финансовой стабильности вновь оказались под вопросом. При текущем раскладе, французские банки характеризует высокая доля участия в госдолге Италии, а у правительства страны нет доступа к ресурсам ЕЦБ, которые помогли бы сдержать рост стоимости кредитования.
Пока Франция продолжает оставаться одной из сильнейших экономик Европы, однако утрата ею рейтинга ААА нанесла бы сокрушительный удар по всем усилиям европейцев, направленных на возведение защитного барьера, который помог бы остановить распространение заражения по банковской системе ЕС.
— Франция теряет свою конкурентоспособность
За 10 лет объемы французского экспорта сократились с 55% до 40% от аналогичного показателя экспорта из Германии. За последние 4 года производительность труда снизилась в три раза.
— Долг Франции высок — и продолжает расти…
На данный момент дефицит госдолга страны составляет около Е 1.7 трлн. ($2.3 трлн.) или 87.4% от ВВП. Это самый высокий показатель соотношения долга и ВВП среди всех государств еврозоны с рейтингом ААА.
— … а правительство не предпринимает никаких мер по сокращению дефицита
Последний раз Франция принимала сбалансированный бюджет в 1974 г. В условиях замедляющегося экономического роста у властей уже наметились проблемы с выполнением обязательств перед ЕС по снижению уровня бюджетного дефицита к 2013 г. под отметку 3%.
— Высокие затраты на рабочую силу делают ведение бизнеса более дорогостоящим — особенно по сравнению с соседней Германией
Немецкие работодатели выплачивают налоги в размере 29% из фонда валовой заработной платы, в то время как для французских бизнесменов этот показатель составляет 49%. 35-часовая рабочая неделя также способствует росту расходов на содержание сотрудников.
— Французские банки являются активными держателями долга Италии
Итальянские заемщики должны французским банкам около $366 млрд. — и это помимо кредитов в размере $53.9 млрд., выданных Греции.
Сейчас Италия оказалась под обстрелом, а новому премьеру Монти пока не удается обуздать долг страны, и в этой связи все более усиливается вероятность того, что французским банкам придется списать со своих балансов часть активов Италии.
— Надежда на то, что Франции удастся разобраться с текущими проблемами за счет экономического роста, мала
Правительство страны уже объявило, что может пересмотреть на понижение свои цели по росту экономики в этом году, выставленные ранее на отметке 1.75%.
— На горизонте маячат выборы, и поэтому Саркози вряд ли будет рьяно ратовать за жесткую бюджетную дисциплину
Рейтинг одобрения политики французского президента удручающе низок — около 35%.
Ему будет сложно сделать выбор между непопулярными сокращениями бюджетных расходов и ликвидацией тех самых лазеек в налоговом законодательстве, которые сделали его любимчиком деловой элиты.
Министр финансов страны также подтвердил, что власти настроены против дальнейшего сокращения штата сотрудников в компаниях госсектора.
— … что означает возможные трудности при попытке правительства Франции оказать поддержку своим раздутым банкам
Саркози и Меркель уже отвергли идею содействия ЕЦБ в процессе рекапитализации европейских банков. Если банки Франции не сумеют привлечь средства для соответствия требованию капитализации первого уровня на отметке 9%, им придется обращаться за помощью к властям страны.
Это окажет дополнительное давление на правительство, и так уже обремененное внушительной долговой нагрузкой, при этом у правительства страны, вероятно, не будет доступа к дополнительному финансированию из средств европейского фонда финансовой стабильности.
— … Не говоря уже о том, что Меркель доминирует над Саркози на переговорах о рекапитализации банков
Меркель одержала важную для всей Германии победу, положив конец надеждам Саркози привлечь ЕЦБ к рекапитализации банков.
Хотя подобный исход не стал неожиданностью, поскольку план Саркози предполагал нарушение положений договора ЕС, все же в итоге интересы Франции проиграли воле Германии.
— Теперь Moody's пристально изучает перспективы роста Франции
По рынку гуляют слухи о том, что вскоре рейтинг страны может быть помещен на пересмотр.
В отчете от 17 октября само агентство отметило, что «ухудшение показателей долга и возникновение новых непредвиденных потенциальных обязательств усиливают давление на стабильный прогноз по рейтингу» ААА. Важными факторами, которые определят устойчивость прогнозов, станут «последовательная реализация Францией необходимых экономических и фискальных реформ и видимый прогресс в достижении намеченных целей».
— Дальнейшее давление на правительство может сделать это понижение рейтинга реальностью
Рейтинг Франции ААА тесно завязан на ее обязательствах перед банками и EFSF. Увеличение объема этих обязательств перед любой из сторон повышает угрозу для рейтинга страны.
(В этой связи нельзя не упомянуть свежую историю о том, что программа спасения франко-бельгийского банка Dexia, вероятно, оказалась на грани срыва, поскольку Бельгия, оказавшаяся не в состоянии выполнить свою часть обязательств по предоставлению гарантий по активам банка, ведет переговоры с Францией, призывая ее увеличить свою долю нагрузки по экстренному финансированию банка).
— Снижение рейтинга Франции будет иметь серьезные последствия для остальной еврозоны
Франция обеспечивает 20.4% средств фонда EFSF. В случае понижения рейтинга страны, автоматически снизится и рейтинг средств, вложенных ею в фонд, что резко сократит способность EFSF выступать гарантом долга и кредитовать наличными средствами.
Такое развитие событий может полностью нарушить планы властей ЕС по сдерживанию заражения, распространяющегося по еврозоне.
— На данный момент…
Франция и уровень ее долга сохраняют стабильность, однако стоимость кредитования и доходность по 10-летним бондам резко выросли.
В отличие от Италии и Испании, на Францию не распространяется действие программы ЕЦБ по покупке ценных бумаг на вторичном рынке (SMP) для сдерживания роста доходности облигаций.
Если эта восходящая динамика продолжится, накликанные страхи относительно растущей стоимости кредитования могут начать сбываться, самореализуясь. Чем сильнее тревога — тем выше доходность — что еще больше взвинчивает страхи.
Технически, EUR/USD сломал поддержку на 1.3430 и опустился в диапазон 1.3260 - 1.3425. Конверт из 0.5% отклонения от SMA(14) создает дополнительное сопротивление для пары. Пока SMA(14) не пробита, нисходящее направление остается в силе.
Фунт/доллар
Не так уж много поводов, чтобы быть благодарными с экономической точки зрения, в наступивший День Благодарения - праздник в США. Рынки и банки будут закрыты в Америке, и в пятницу половину сессии, но на валютном рынке торговля будет продолжаться, хотя и в меньших объемах во время американской сессии.
Вчера доллар продолжил укрепляться, поскольку неприятия риска продолжилось.
Первые плохие новости пришли из Китая, когда он сообщили, что производственный PMI достиг 32-месячного минимума - 48. В прошлом месяце он был на 51 и это стало важным знаком того, что мировая экономика действительно замедляется.
Вторая новость пришла из Германии, где был слабый результат на аукционе 10-летних Бундов, не удалось получить заявки на около 35% предложения, что привело к повышению Германских заимствований. Хотя были обвинения в адрес какой-то технической неполадки, реальность такова, что инвесторы не желают приобрести немецкую задолженность по нескольким причинам. Это время на рынке эксперты назвали "катастрофой".
1 - инвесторы, возможно, пытаются облегчить нагрузку на регион Еврозоне в целом.
2 - они могут чувствовать, что они уже достаточно экспозиции в Германии через долю в ЕЦБ и все другие зоны евро долга, который они в основном имеют большую часть.
3 - инвесторы возможно сигнализируют Германии, в знак протеста, если Германия позволит ЕЦБ дальнейшие покупки активов.
Какими бы ни были рассуждения, глобальные рынки посылают сообщения в Германию, что они не будут покупать их долг (на более низкие ставки, конечно), если они не будут расширять свое участие в спасательных программ.
В дополнение к этому, цифры по промышленному производству Еврозоны вышли хуже, чем ожидалось, хотя различные составляющие PMI были неоднозначными. Накануне, МВФ сообщил о готовности расширения кредитования объектов в зоне евро и, заседание ФРС показало готовность к расширению денежной политики еще раз, что привело к ралли.
Из других новостей, Банк Англии выпустил отчет о встречи курсовой политики, где все члены комитета были единодушны в первый раз о решении сохранить текущую политику, хотя некоторые отметили, что они будут готовы стать более адаптивными, указывая на Европу. Они ожидают, что как-то инфляция будет волшебно падать ниже 2% их цели на конец следующего года с нынешних 5%. Удачи им в этом!
Сегодняшний Релиз по ВВП Великобритании, как ожидается, покажет ничтожный 0,5%-ный рост и может изменить некоторые мелодии в BOE, но как и большинство экономических данных из Великобритании могут приподнести сюрприз. Сегодня также будет опубликован немецкий показатель ВВП.
Итак, вероятно, что во время американских выходных, панику на рынках организовывать будет некому, т.е. окончание торговой недели, пройдет без дальнейших "проблем", но на следующей неделе может снова возобладать тема риска.
Технически, GBP/USD после затяжного падения предпринимает попытку восстановиться к сопротивлению 1.5615. В ходе тонких торгов, ему это может удасться сделать.
Доллар/йена
Падение евро сказалось на азиатских рынках
Азиатские фондовые рынки торговались ниже в четверг, индекс Nikkei достиг самого низкого уровня с апреля 2009 года, отягощенный европейскими проблемами, но позже стабилизировался после резкого снижения.
"похоже, мировая экономика идет вниз, и даже ядро Европы - Германия также сталкивается с проблемами", - сказал Томас Харр, глава азиатской стратегии FX в Standard Chartered.
Японский Nikkei Stock Average потерял 1.7% снизившись до 8 173.16, играя в догонялки с резкими потерями региона в среду
Сегодня Азиатские фондовые рынки в основном были еще ниже четверга на фоне смешанных экономических данных из США и опасениях, что немецкая экономика - сильнейшая в Европе - может поддаться долговому кризису континента.
Японский Nikkei 225 после недавнего восстановления вновь упал на 1.5 процента до 8 186.58. Гонконгский Hang Seng индекс потерял 0.7 процента до 17 730.57. Индексы Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура также упали.
Только Kospi Южной Кореи вырос на 0.3 процента до 1 788.51, и S & P ASX 200 Австралии на 0.3 процента выше, до 4 064.40.
Глобальные рынки были напуганы среду плохим результатом на аукционе немецкого долга, который получил только 60 процентов спроса. Финансовое агентство Германии обвинили в "чрезвычайно нервной рыночной среде".
Слабая покупка предполагает, что кризис Европы может заразить сильные страны, которые имеют решающее значение для поддержания валюты евро на плаву. Германия несет большую часть бремени спасения более слабых соседей, таких как Греция и Португалия.
Аналитики Credit Agricole CIB заявили, что долговой кризис еврозоны остается "серьезной проблемой для рынков", и что немецкий аукцион долга сигнализирует о распространении "заразы на экономику ядра" в регионе.
Затраты по займам для Италии и Испании выросла с уровней, которые уже считаются опасно высокими. Европе не хватает ресурсов, чтобы выручить эти страны, третью и четвертую по величине экономики.
В США, правительство выпустило смешанную партию экономических отчетов. Чуть больше людей, подали завки на пособие по безработице на прошлой неделе, это признак того, что увольнения продолжаются.
Потребительские расходы был вялыми, но доходы выросли немного больше, чем ожидалось. Заказы на товары длительного пользования упали второй месяц подряд.
Dow упал на 2.1 процента, закрывшись на 11 257.55. Индекс S& Р 500 упал на 2.2 процента до 1 161.79. Nasdaq упал на 2.4 процента до 2 460.08.
Технически, USD/JPY не в состоянии была удержать, достигнутую вчера высоту и потеряла почти все преимущество, упав с высокого уровня 77.57. "В среду рост пары просто было однодневное чудо и с возвращением японских игроков сегодня после вчерашнего праздника они были рады продать," - объясняет Шон Ли, из ForexLive. Если давление медведей сохраниться, то пара может опуститься к 76.75 и 76.50, где наблюдается интерес к покупкам в виде лимитных ордеров. В то время, в верху, сильными остаются уровни сопротивления - 77.50, 77.75 и 78.05.
|
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Часовой пояс: UTC + 4 часа (Russia: MSK) по летнему времени Удалить cookies форума