Информация

Все разделы форума доступны для просмотра всем желающим, без регистрации. Если вы хотите оставлять комментарии на форуме, вам необходимо создать учетную запись или авторизоваться.

Close
Авторизация
Страница 1 из 1
Влад offline
#1
26 окт 2011, 10:02
Аватар пользователя
Сообщений: 2220
Поблагодарили: 171 раз(а) в 134 сообщениях
Зарегистрирован: 13 окт 2010, 11:22

Прогноз-сценарий на 26.10.2011 


Европейские власти попросили частных инвесторов списать 60% стоимости греческого долга по номиналу. Это в разы превышает потери, на которые банки согласились всего три месяца назад, а если исходить из текущей стоимости долга, то их потери составят 75—80%. Учитывая последствия банкротства Греции, власти могут заставить банки пойти на такие списания, заявил глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер



«Частные инвесторы, банки, частный сектор должны принять весомое участие в процессе, чтобы обеспечить снижение долгового бремени Греции до приемлемого уровня в долгосрочной перспективе. В июле мы говорили о 21%, но этого явно будет недостаточно. Списания должны быть существенно выше. Примерно 50—60% — вот о чем мы сейчас говорим», — цитирует Bloomberg заявление премьер-министра и министра финансов Жана-Клода Юнкера, возглавляющего рабочую группу министров финансов еврозоны (Еврогруппы).



Списание долгов позволит снизить обязательства Греции до подъемного уровня. По подсчетам миссии МВФ, ЕЦБ и ЕС в Греции, если не списать 50—60% греческих долгов, потребности страны во внешнем финансировании до конца 2020 года могут составить более 250 млрд евро. Это более чем вдвое превышает объем помощи, согласованный на июльском саммите ЕС — 109 млрд евро.

Такая позиция — это победа Германии и северных стран, настаивавших, чтобы частные держатели греческих долгов приняли активное участие в спасении страны от дефолта. Против были Франция, Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский центробанк (ЕЦБ): они по-прежнему обеспокоены, что столь жесткая позиция может вызывать панику инвесторов и запустить механизм распродаж CDS (credit default swaps — кредитно-дефолтные свопы, выпускаемые с целью страховки от возможного дефолта).



Паника может быть подобна той, которая последовала после краха Lehman Brothers, отмечают эксперты.

«Рынок CDS не очень прозрачен, вы не знаете, где могут возникнуть риски», — объясняет экономист по Европе RBS Жак Кайю.



Но угроза дефолта Греции заставила противников масштабного списания долга уступить. Глава МВФ Кристин Лагард, президент Франции Никола Саркози и глава ЕЦБ Жан-Клод Трише встретились с главой итальянского казначейства Витторио Грилли, возглавляющим комиссию ЕС по экономическим и финансовым вопросам и группу европейских переговорщиков, и дали ему добро. Но одно из условий, выдвинутых Саркози, — реструктуризация греческого долга должна быть добровольной.



«Если мы будем требовать принудительного исполнения, получится так называемое кредитное событие, и тогда все рухнет», — заявил Юнкер, но добавил, что власти все же не исключают принудительной реструктуризации, если банки не отреагируют на переговоры.

«Я не исключаю этот вариант, хотя я не хочу его, поскольку он будет иметь весьма серьезные последствия, и не только для Греции, которая обанкротится. Последствия будут серьезными для всех остальных стран еврозоны. Но мы не можем позволить банкам водить нас за нос», — заявил глава Еврогруппы.



Частные инвесторы, среди которых в основном европейские банки, держат около 206 млрд евро греческого долга. «Есть пределы того, что можно считать добровольным», — говорит управляющий директор Института международных финансов, представляющего интересы держателей облигаций, Чарльз Даллара. Прежние, июльские договоренности не предполагали сокращения номинальной стоимости долга, вместо этого держателям предлагалось обменять прежние облигации на новые с длительным сроком погашения в течение 30 лет. Списание 60% по номиналу эквивалентно 75—80% текущей стоимости.



Потери частных инвесторов практически одинаковы и при «добровольной» реструктуризации, и при «принудительной». Ранее глава российского офиса Standard & Poor's Алексей Новиков рассказывал, что для европейских властей так называемая добровольная реструктуризация — это вроде бы и не дефолт. «Но с нашей точки зрения - это дефолт, потому что у инвесторов нет другой возможности, кроме как согласиться на добровольную реструктуризацию. Такую псевдодобровольную реструктуризацию мы считаем насильственной, и это как раз подходит под определение дефолта S&P», — подчеркивает Новиков. «Реальность такова, что государственные финансы Греции очень неустойчивы, госдолг уже приближается к 180% ВВП. История кризисов государственных долгов показывает, что в «конце игры» всегда наступает реструктуризация долга, вопрос лишь в принятии решения по срокам и условиям», — добавляет аналитик по макроэкономической стратегии на глобальных рынках «ВТБ Капитал» Нил Маккиннон.



Рынки как на иголках в ожидании саммита

Надежды на разрешение кризиса в Европе угасли за день до саммита

Меркель: Германия против продолжения покупок облигаций со стороны ЕЦБ ввиду увеличения размеров стабфонда

США: индекс цен на жилье Case Shiller упал в августе на 3.8% г/г

Банк Канады оставил учетную ставку без изменений

Премьер-министр Франции: французским банкам требуется капитал в размере 10 млрд. евро

ЕЦБ, Мерш: ЕЦБ не должен принимать участие в увеличении размеров EFSF

США: потребительское доверие упало в октябре до 39.8 против 46.6 в сентябре

Еврокомиссия, Юнкер: надеется, что на предстоящем саммите будет принято окончательное решение

МВФ может оказать EFSF поддержку в учреждении специальной инвестиционной организации (SPIV)

Италия: партия Северная лига достигла соглашения с Берлускони по вопросу реформы, выразив пессимизм в отношении перспектив правительства

S&P 500 упал на 2% до 1229

Доходность по 10-летним трежерис упала на 12 б.п. до 2.11%

Нефть WTI подорожала на $1.60 до $92.88; цена на золото выросла на $50 до $1703



Чем дольше наблюдаешь за событиями в Европе, тем меньше понимаешь… Противоречивые высказывания, слухи, опровержения слухов…



Единственное, что мы можем вынести для себя - вероятность решения проблем на сегодняшнем саммите неумолимо угасает по мере приближения "судьбоносного" саммита. Определения размера списаний убытков по долгу и суммы левериджа EFSF мы вряд ли увидим. Что же касается вопроса стоимости рекапитализации банков, здесь, вероятно, будет озвучена цифра в 100 млрд. евро.



Другими словами, мы ожидаем саммита в надежде на то, что ЕС хотя бы обозначит наиболее важные штрихи в текущей картине.



События, на которые стоит обратить внимание сегодня:


14:00 мск. Великобритания: Индекс заказов Конфедерации британской промышленности в октябре (Предыдущее значение - -9, Прогноз - -9)

15:00 мск. Еврозона: Экономический саммит ЕС

16:30 мск. США: Заказы на товары длительного пользования за сентябрь (Предыдущее значение - -0.1 %, Прогноз - -0.9 %)

18:00 мск. США: Продажи на первичном рынке жилья за сентябрь (Предыдущее значение - 0.295 млн., Прогноз - 0.3 млн.)

18:30 мск. США: Запасы сырой нефти по данным EIA (Предыдущее значение - -4.729 млн., Прогноз - +1.3 млн.)



Bloomberg: от протестов на Уолл-стрит страдает мелкий бизнес, а не «акулы капитализма»

Акция протестов «Захвати Уолл-стрит», вызванная недовольством граждан США разницей доходов и высоким уровнем безработицы, наносит сильный ущерб бизнесу расположенных в главном финансовом центре Нью-Йорка ресторанам и магазинам, так как полицейские блокируют вместе с митингующими и поток покупателей.



«Если это не закончится в ближайшее время, я останусь банкротом», – жалуется Марк Эпштейн, 53-летний президент кафе Milk Street на Уолл-стрит. С начала протестов в финансовом районе города месяц назад объем продаж в его заведении упал на 20%. Кроме этого, из-за сложившейся ситуации ему скоро придется уволить 103 человек, которых он нанял в июне, когда открылось Milk Street.



«Протестующие не понимают последствий своих действий», – считает Эпштейн. «Кто, по их мнению, создаст рабочие места, за которые они так сражаются?» – рассуждает он.



Главный менеджер ювелирного бутика Boutique Tourbillon Каролин Андерсон также опасается за будущее своего бизнеса. По ее словам, поток клиентов упал на 20%. Ее коллега Винсент Алесси из стейк-хауса Bobby Van's рассказал, что доходы от ланчей в его ресторане сократились вдвое.



В то же время некоторые бизнесмены только выиграли от акций протеста из-за притока туристов и активистов. «Пожалуй, демонстранты даже помогают нашему бизнесу», – рассказала Изабелла Байлли, 54-летняя продавщица в газетном киоске. «Они (протестующие) очень мирные. Мы даже позволили им пользоваться нашей ванной комнатой и интернетом», – добавляет она.



Протест американцев под лозунгом «Захвати Уолл-стрит», начавшийся в Нью-Йорке 17 сентября, быстро подхватили другие страны. Подобные акции начались в Италии, Германии, Швеции, Великобритании, Австралии, Филиппинах и в Новой Зеландии. Кроме этого, своих сограждан поддержали жители Лос-Анджелеса, Майами и Вашингтона.



В октябре финансовые организации публикуют отчеты. Предприниматели при этом не упоминают в них протесты, которые охватили США, или их влияние на результаты деятельности компаний. Главные офисы Bank of America, JPMorgan Chase & Co и Citigroup находятся достаточно далеко от эпицентра протестующих.



Во вторник стало известно, что MTV снимет реалити-шоу об участниках акции «Захвати Уолл-стрит».





Евро/доллар



Европа Борьба с кризисом

Европейские лидеры "приняли вызов", - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Президент Франции Николя Саркози назвал 21 июля саммит "историческим поворотным моментом" и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер вторил - это "окончательный пакет, чтобы потушить долги ада".

Затем они отправились в отпуск. Прежде, чем они вернулись к работе, сделка провалилась.

Стюарды евро вернулись в Брюссель на экстренный саммит, пытаются прислушаться к призывам мировой общественности как раз и навсегда погасить то, что министр финансов США Тимоти Гейтнер Ф. называет "катастрофический риск" долгового кризиса. Потенциал греческого дефолта угрожает ударной волной, которая может поглотить Италию и Францию, разрушить банковскую систему и нанести ущерб мировой экономики.

"Этот кризис будет с нами еще некоторое время", - говорит Барри Айхенгрин, профессор экономики в Университете Калифорнии в Беркли. "Я боюсь, они не собираются принимать радикальных шагов для его разрешения".

До сих пор нет единого мнения среди министров финансов, центральных и коммерческих банков, канцлера и премьер-министров по форме второго транша спасения Греции, рекапитализации банков и перевооружения 440 млрд евро ($ 612 млрд) спасательного фонда в более мощное оружие.

Две вершины

14-й саммит 21 месяцев кризиса начинается со встречи всех 27 лидеров Европейского Союза в 6 часов вечера (15:00 мск.), а реально в 7:15 вечера (16:15 мск.), когда руководители 10 стран, не входящи в евро, уйдут, оставляя остальные хэш для основной работы.

Отмена встречи министров финансов предшествовать саммиту подчеркнула недостатки в плане. Министры Финансов теперь встречаются в пока еще неопределенное время после саммита, чтобы завершить его основные элементы, включая обеспечение банков и списания греческого долга, в соответствии с официальным ЕС.

Глобальное раздражение с ответом Европы углубляется, от Австралии до Северной Америки. Группа из 20 встречается в Каннах, Франция, 3-4 ноября.

"Европа должна выполнить обязательства, которые она взяла", - сказал вчера Гайтнер в Уилмингтоне, Северная Каролина. "Они говорят много правильных вещей. Все их приветствуют, но пока мы видим, что они приходят вместе, а каков будет результат немного трудно оценивать".

Перед прибытием в Брюссель, некоторые лидеры незавершили дела у себя дома. Меркель, внося самый большой вклад в спасение Европы, должна получить парламентское одобрение ее антикризисной стратегии, в то время как премьер-министр Италии Сильвио Берлускони для большего сокращения бюджета.

Греция, получив 110 миллиардов евро в качестве первой жертвы кризиса в прошлом году, рассчитывает на то, инвесторы облигаций, примут "добровольные" потери в 60 процентов, а правительства и Международный валютный фонд будут кредитовать по крайней мере на 109 миллиардов евро больше, чтобы заплатить по счетам.

Списаний до 60%

"В настоящее время мы обсуждаем от 50 процентов до 60 процентов", - заявил Юнкер вчера в Цюрихе. "Мы будем вести параллельные переговоры в Брюсселе с банками, и мы должны видеть результат добровольного участия".

Забастовки, слезоточивый газ и 120 тысяч тонн мусора несобранные на улицах Афин сопровождали одобрение греческого парламента более жестких мер экономии, так толерантность греческих граждан ЕС с мандатом сокращения бюджета было наполнено до предела.

Списания Греческих облигаций будет определять сумму ущерба для европейских банков, которым потребуется около 100 млрд евро дополнительного капитала, по оценкам ЕС.

То, что началось в Греции и распространяется в Ирландию и Португалию, в настоящее время дает ростки в Италии, третьей по величине экономике евро. Европейские чиновники ожидают Берлускони в Брюсселе с политикой на сдерживании расходов пенсионного обеспечения и сроков для достижения целей по сокращению дефицита.

Итальянская доходность

Берлускони до сих пор не полностью реализовал пакет августа, что заставило Европейский центральный банк начать покупать итальянские облигации. Доходы от поддержки испарились. Десятилетние итальянские бумаги выросли на 389 базисных пунктов больше, чем немецкие с 4 августа.

Во Франкфурте центральный банк купил 169 500 000 000 евро в облигациях Греции, Ирландии и Португалии в прошлом году, теперь покупки охватывают Италию и Испанию. Лидеры обсуждают, как получить приверженность ЕЦБ для поддержания покупки без необходимости отдавать приказы политически независимым центральным банкам.

Участие ЕЦБ имеет решающее значение, поскольку механизмы для расширения финансируемых правительством фонда спасения - Европейский фонд финансовой стабильности - не будет готов сразу после саммита.

Больше переговоров необходимо

Переговоры о повышении EFSF в 440 млрд. евро были сосредоточены на двух моделях - обеспечить продажи облигаций и привлечение фондов специального инвестиционного механизма внешних денег, в том числе от МВФ. Обсуждения второго варианта только начали на этой неделе. Эффективность будет зависеть от переговоров с компаниями кредитных рейтингов и международных инвесторов.

Дебаты продолжаются.

Лидеры рассмотрят изменения в уставе постоянного фонда Европейского механизма стабильности, а именно, пункты, которые ограничивают кредитование на этапе перехода между этими двумя фондами в 500 миллиардов евро. Одно из предложений, чтобы оставить обязательства EFSF это - 150 млрд. евро нетронутыми.

Если EFSF полностью переведет ЕСМ на себя, чтобы избавиться от предела, то даст Европе средства с комбинированным влиянием до 940 миллиардов евро. Также дебаты заключаются в том, чтобы смягчить положения ESM для держателей облигаций.

"Европа наконец-то движется в правильном направлении, но есть ощущение, что средства правовой защиты будут отставать от шока и трепета ответных мер, которые необходимы для стабилизации рыночных ожиданий", - сказал вчера по телевидению Bloomberg Доменико Ломбарди, бывший сотрудник МВФ, в настоящее время в Институте Брукингса в Вашингтоне.

Невзирая на неуверенность вокруг ситуации с Европой, единая валюта продолжает пребывать в приподнятом настроении. По рынку снова ходили слухи об агрессивных покупках со стороны ближневосточных инвесторов, что помогло паре евро/доллар ограничить потери. Большую часть американской сессии евро/доллар провел над отметкой 1.3900, несмотря на крайне негативный настрой игроков по отношению к единой валюте.

Уже почти две недели многие трейдеры и аналитики пытаются разгадать головоломку: откуда берется спрос на евро?

Недавняя статья в Dow Jones гласит, что спрос может быть связан с вопросом рекапитализации европейских банков. По сути, предполагается, что европейские банки продают активы, используя вырученные средства на укрепление балансов. Вне всяких сомнений, этот фактор является составной частью общей картины.

Еще одна часть паззла - возобновление спроса со стороны ближневосточных и азиатских инвесторов. Уже в течение нескольких сессий наблюдаются агрессивные покупки евро на понижении. Одной из причин этого может являться мощный скачок прибыли на фоне резкого восстановления цен на нефть. Кроме того, свою роль здесь могли сыграть опасения "сюрприза" от Федрезерва в виде QE3.

Но основная причина позитивного настроя единой валюты - трейдеры, рассматривающие макроэкономическую ситуацию в Европе и приходящие к выводам о том, что легких путей решения таких проблем не бывает, и что ожидаемый саммит ЕС в очередной раз будет бесплодным и закончится только словами. Но игроки продолжают сдерживать падение валюты, покупая ее на снижении, и при этом, осознавая, что их терпение испытывают…



Технически, EUR/USD,

внутридневные: бычий настрой.

точка разворота находится на уровне 1.3904.

предпочтение: ПОКУПАТЬ выше 1.3905 с целевыми точками 1.3955 и 1.3985.

Альтернативный сценарий: прорыв вниз уровня 1.3900 откроет путь к 1.3850 и 1.3810.

 



Фунт/доллар



Банк Англии.
Мервин Кинг защитил меры центрального банка по стимулированию спроса в экономике.

"Я говорил вам раньше, и я повторю это еще раз, мы не отказались делать то, что Казначейство попросило нас сделать", - сказал глава казначейства.

Комитет обратился к нему в этом месяце, предупредив, что политика несет риск поставить восстановление в опасность, если программа чрезвычайной ликвидности, созданная во время финансового кризиса 2008 года будет выведена слишком быстро. Канцлер казначейства Джордж Осборн объявил о планах по 3 октября, чтобы облегчить кредитное бремя с которым сталкивается МСП при использовании доходов от Казначейства за счет продажи и покупки корпоративных облигаций или пакетов секьюритизированных кредитов банка.

На слушании, он сказал, что Банк Англии "тесно сотрудничает с министерством финансов по схемам, которые помогут МСП в рамках существующей банковской системы". Он также сказал, есть решения по повышению кредитных линий, которые лучше оставить для правительства, а не центрального банка.

"Я нахожу это очень странным, что те же люди, которые больше всего беспокоятся о полномочиях Банка Англии после финансового кризиса, все больше и больше, призывают нас делать вещи, которые имеют большую ответственность", - сообщил глава комитета.

Он также сообщил, что Комитет по монетарной политике "подошел очень близко к голосованию для покупки активов в сентябре", чиновники решили подождать еще месяц, чтобы убедиться, что потрясения на финансовых рынках идет на убыль. "Волатильность не снизилась, и поэтому мы действуем до конца", - сказал он. "Любые денежно-политические меры, которые будут стимулировать спрос и расходы в экономике помогли МСП".

Так называемое количественное смягчение "не решит проблемы непосредственно банковского финансирования МСП, они и не были предназначены для этого, но, помогая экономике они помогают малым и средним предприятиям", - сказал он.

На стимулирование кредитования небольших компаний, было бы лучше использовать существующие банки, а не создавать новые учреждения.

"Это займет много времени. Учитывая то, как наша бюрократия работает, я был бы очень удивлен, увидев что-либо созданное быстрее, чем за 18 месяцев". Только банки находятся в состоянии оценить кредитный риск для малых и средних предприятий", - сказал Кинг. "То, что мы должны сделать, это найти способы, чтобы добавить стимулы для банков кредитовать их".





Технически, GBP/USD

внутридневные: Тренд остается бычьим.

точка разворота находится на уровне 1.5998.

предпочтение: ПОКУПАТЬ выше 1.6000 с целевыми точками 1.6050 и 1.6090.



Альтернативный сценарий: прорыв вниз уровня 1.5990 откроет путь к 1.5940 и 1.5900.

 




Доллар/йена

Йена обновила максимум
против доллара из-за Суверенного долга Суматошной Европы

Йена укрепилась из-за продолжающихся проблем с европейским долгом, что стимулировало спрос на убежище, до очередного рекорда по отношению к доллару вчера.

Японская валюта торгуется на 0.5 процента дороже после того, как министр финансов в июне Azumi сказал, что его министерство будет принимать «решительные» меры, чтобы остановить рост йены и не исключил какие-либо шаги, чтобы справиться с ситуацией. Лидеры Европейского Союза проведут сегодняшний саммит в попытке достичь соглашения о мерах по укреплению спасения фонда еврозоны, рекапитализации банков и определят размер списаний владельцев облигаций нпо греческому долгу.

"Йена является одним из немногих убежищ", - сказал Грант Терли, старший валютный стратег Австралии и Новой Зеландии Банковской группы в Сиднее. "Люди йене отдают предпочтение по сравнению с другими валютами. Риск, что политики на саммите не предпримут что-то кардинальное, заставляет инвесторов хеджировать свои позиции в защитных активах".

Йена в Нью-Йорке вчера достигла рекордных 75.73.

Банк Японии обсудит снятие денежных ограничений на двухдневном заседании. Меры по смягчению последствий сильной йены на японскую экономику может включать в себя расширение до 50 трлн йен ($ 660 млрд) программы покупки активов в 5 триллионов йен и покупки облигаций со сроком погашения более двух лет, пишет газета Nikkei.

Саммит долгового кризиса

Совещание руководителей министров финансов вчера было отменено из-за вопроса рекапитализации банков, который не может быть разрешен до других элементов спасения.

"Кажется, ясно, что они до сих пор не достигли окончательного соглашения по многим вопросам", - сказала Терли в ANZ. "Даже если они разработают детальный план, кажется маловероятным, что он сработает быстро. Я предпочел бы продавать евро".

Спрос на доллар был ограничен. Объем продаж вырос в сентябре до 300000 по годовой ставки с шести месячного минимума 295000 в августе.

В ходе предстоящего заседания (в четверг) Банк Японии может объявить об увеличении размеров программы покупки активов; вероятность интервенции растет.

USD/JPY обвалилась до 75.73, после чего немного откатилась на разговорах о возможном увеличении размеров программы покупки активов Банком Японии в ходе предстоящего в четверг заседания. Тем временем издание JiJI сообщило, что Банк Японии призывает другие Центробанки к совместной валютной интервенции.

Возможно, именно поэтому Банк Японии начинает сегодня 2-дневное заседание, на котором будут обсуждаться меры по смягчению воздействия на японскую экономику укрепления йены.

Сложно толкать пару вниз к рекордно низкому уровню 75.73, достигнутому во вторник, из-за возросшего беспокойства относительно возможной интервенции японских властей. Министр финансов Японии Адзуми лишь некоторое время назад сделал очередное предупреждение против сильной йены, выступая на парламентской сессии. Он заявил, что недавние колебания йены не отражают фундаментальных экономических факторов, и он не будет исключать любых действий на валютном рынке, включая интервенцию.



Технически, USD/JPY

внутридневные: Преобладает риск понижения.

точка разворота находится на уровне 76.03.

предпочтение: ПРОДАВАТЬ ниже 76.00 с целевыми точками 75.90 и 75.85.

Альтернативный сценарий: прорыв вверх уровня 76.05 откроет путь к 76.50 и 76.60.

Поддержка для пары пока расположена на отметке 75.85.



 



 





Источник: http://www.freshforex.org/analitics/fres ... 45765.html
Влад offline
#2
26 окт 2011, 10:10
Аватар пользователя
Сообщений: 2220
Поблагодарили: 171 раз(а) в 134 сообщениях
Зарегистрирован: 13 окт 2010, 11:22
Так ли страшен МВФ?

Как МВФ собирает деньги?

МВФ – это касса взаимопомощи для 187 стран – членов организации. Согласно установленным квотам, они вносят туда свои деньги, формируют органы управления. А потом из этих денег выдаются кредиты нуждающимся странам. Кажется, простая и логичная схема. Но, как известно, дьявол — в деталях.

У всех стран мира свои валюты — как же они вносят деньги в общий фонд? По такой схеме: четверть — в резервных валютах (сегодня их 4: доллар США, евро, фунт стерлингов, японская йена), а оставшиеся 3/4 — в национальной валюте. Для сведения воедино всех валют существует специальная валюта, применяемая только в МВФ, — SDR, традиционно переводится как «специальные права заимствования», хотя по смыслу это скорее просто фиксация неких прав стран в организации, слова «заимствование» в названии этой валюты нет (это такой «говорящий перевод» 90-х годов, когда квота страны у нас понималась только как квота на получение займа МВФ). В SDR ведутся расчеты и выдаются кредиты МВФ. Ее можно обменять на любую другую валюту, нужную стране, — в рамках МВФ или вне их (тогда страна, получившая SDR, может внести эти SDR в МВФ в счет «валютной» 1/4 своей квоты).

Внесение национальной валюты в фонд МВФ, кажется, ничего стране не стоит — напечатал сколько надо и порядок. Но не все так просто. Вносит ведь бюджет этих стран. А валюту печатают центробанки (ЦБ). А бюджет должен сначала найти доходы для внесения своей квоты.
Конечно, эмиссионный доход ЦБ так или иначе попадает в бюджет (путем перечисления туда части прибыли центробанка). Кроме того, бюджет получает деньги ЦБ при приобретении им гособлигаций с открытого рынка или непосредственно у минфина (впрочем, последняя операция обычно всегда была под запретом МВФ, одно из первых требований МВФ — законодательно запретить такую операцию, в России она запрещена).

Несмотря на технические сложности, все же очевидно, что внести деньги в своей валюте стране намного легче, чем в иностранной, которую еще надо заработать. Поэтому США, Англия и Япония находятся в явно привилегированном положении (что не скажешь о странах еврозоны, которые самостоятельно не эмитируют евро и устроить «междусобойчик» между бюджетом и ЦБ не могут — издержки наднациональной валюты).

Кто управляет МВФ?

Это очень интересно. Формально, на собраниях МВФ стараются соблюсти принцип единогласия (в переводе на русский означает, что никто не выступает против слишком сильно). Как может выступить против страна, которая хочет занять у МВФ? Понятно, что фактическое управление в руках стран с наибольшей квотой денег, а значит, и голосов. И у кого же эта квота?

Всего 10 стран: США, Канада, Япония, Австралия и 6 крупнейших стран Европы (включая почему-то большую долю Нидерландов) – имеют более 50% голосов – контрольный пакет. Квота США составляет 17.7%. МВФ расходует фактически их деньги (за исключением Австралии и Канады — 100% их квот обеспечено резервными валютами), и логично, что именно они принимают решение о политике организации.
При этом считается, что американец возглавлять МВФ не должен (из-за самой большой квоты), традиционно это всегда были европейцы, вместо этого американец обычно возглавляет Мировой банк. Это негласное правило соблюдается уже больше полувека.

Как МВФ тратит деньги?

МВФ дает кредиты странам – членам организации, которые к нему обращаются. Как правило, формально идет речь о кредите под разрыв платежного баланса, т. е. когда стране не хватает по той или иной причине резервных валют. В такой ситуации экономическая теория предписывает девальвацию национальной валюты (если она фиксирована, если свободна — то не мешать ее падению), которая сделает дороже импорт, выгоднее экспорт и тем самым автоматически выровняет платежный баланс. МВФ дает кредит, чтобы избежать девальвации.

С точки зрения экономической теории кредиты МВФ должны иметь очень ограниченное применение только для очевидно временных разрывов платежного баланса. Иначе они начинают мешать реализации «свободной руки рынка» – автоматических механизмов стабилизации ситуации, что только откладывает и резко увеличивает проблемы. Но грань тут найти очень сложно, и традиционно девальвация и МВФ — прямые антагонисты.

Совершенно понятно, что кредит может быть «проеден». Чтобы обеспечить его возврат, МВФ не берет залоги (это же высокая государственная политика!), взамен она предлагает стране следовать неким выработанным МВФ рекомендациям, которые обеспечат нормализацию экономической ситуации в стране и обеспечат возврат кредита. Для того чтобы это не выглядело вмешательством во внутренние дела (в каждой стране-должнике есть оппозиция, которая поднимает крик против МВФ), дело обставляется так, что страна берет сама на себя обязательства по следованию некоторой стабилизационной программе, принятой собственным правительством и ЦБ, а МВФ просто поддерживает эту программу. В общем-то, все логично. Весь вопрос только в том, насколько эта программа отражает догмы экспертов МВФ и насколько — реальные потребности страны.

Что же это за программа? Формально ее не существует, набор рекомендаций для каждой страны специфичен. Но, фактически набор требований МВФ вполне однозначен и повторяем. В 1989 году от одного из исследователей он получил название «Вашингтонский консенсус» (ВК) — по месту нахождения штаб-квартир МВФ, Мирового банка и администрации США.
В ВК входят три основных элемента:
– жесткая денежная и бюджетная политика (минимизация эмиссии денег и дефицита бюджета);
– либерализация: финансовых рынков, внешней торговли, валютного курса, сокращение ограничений для иностранных инвестиций;
– дерегулирование экономики, приватизация, защита прав собственности.

Эта политика, отработанная в 80-е годы на Латинской Америке, была затем применена и к странам Восточной Европы, оказавшимся в состоянии перехода от плановых экономик к рыночным.

Нетрудно заметить, что экономический смысл действий МВФ в 80—90-е годы резко изменился по сравнению с традиционными бреттон-вудскими представлениями. Кредиты давались не под временный разрыв платежного баланса, а во имя и для поддержки реализации некоторых принципов экономической политики. МВФ явно заигрался в глобальную политику вопреки экономической целесообразности. Неудивительно, что МВФ получил большую оппозицию во всем мире, а следование его рекомендациям становилось почти залогом предстоящего кризиса. Ведь МВФ действовал фактически вопреки рынку, не давая ему самому работать.

Бедняга Дж. М. Кейнс перевернулся бы в гробу, узнав, что именно делало его детище — МВФ – в 80–90-е годы. Это был пик влияния МВФ в мире. После этого начался закат.
Первый явный сбой политики МВФ произошел в 1997 году во время азиатского финансового кризиса. Рецепты МВФ фактически и привели к этому кризису, т. к. не учитывали ряд важнейших экономических трендов, в частности, рост задолженности негосударственного сектора. Но, главное, кредиты МВФ, выданные для того, чтобы избежать девальвации, лишь отсрочили и усиливали ее.

Типичный пример — Россия. Девальвация 1998 года была неизбежна и полезна для экономики страны. Но МВФ был готов выделить почти $20 млрд, чтобы ее не допустить. К счастью, Россия перед кризисом успела получить только первый транш этих денег. Она не успела набрать большой излишний долг под заведомо провальную экономическую политику. После девальвации рубля Россия имела два года роста промышленности двузначными темпами (единственный такой период в ее истории) — и это при минимальных нефтяных ценах, в которые сейчас даже трудно поверить — в районе $20 за баррель (сейчас при >$100 Россия имеет всего 4% роста ВВП, и те большей частью — приписки Росстата).

В нулевые годы МВФ в растерянности пытался следовать тем же рецептам ВК, но в сильно смягченном виде. Например, давая кредит Беларуси в 2008-м, МВФ потребовал девальвации белорусского рубля — представить такое себе в 90-е годы было бы очень сложно. Да, собственно, и спрос на кредиты МВФ резко сократился.
Мировой экономический кризис с 2008 году поставил фактически крест на основных принципах политики МВФ. Даже руководитель МВФ Доминик Стросс-Кан в начале 2011-го заявил о смерти «Вашингтонского консенсуса» и о том, что он является «догматом». Забавно, что спустя всего месяц Стросс-Кан оказался замешан в явно подстроенном сексуальном скандале и ушел с должности (конечно, вряд ли тут есть прямая связь с его заявлением, хотя некоторые любители заговоров такую связь выстраивают. Но это смешно – ведь применять ВК больше не к кому, он просто стал неактуален).

Задачи МВФ в современном мире

МВФ был создан в конце 40-х годов XX века для поддержания международной стабильности и избежания кризисов отдельных стран. В условиях золотовалютного стандарта (до 1971 года) он и пытался выполнять эти функции. Тогда он был вполне технической малоизвестной организацией.

В 70–80-х годах МВФ оказался в центре борьбы с долговым кризисом развивающихся стран, прежде всего стран Латинской Америки. Стабилизационные программы, поддержанные МВФ, явили миру чудеса экономической политики, впрочем, небесспорные по содержанию. Они точно помогли странам Латинской Америки избежать (или остановить) гиперинфляции и урегулировать кризис внешнего долга. Правда, ценой, как правило, урезания социальных программ бюджетов. Лидеры, проводившие такие программы, становились в мире почти героями. Правда, в своих странах поддержкой они, мягко говоря, не пользовались. Кстати, именно на таком пафосе играл Егор Гайдар в конце 1991 года: мы сделаем необходимые реформы, и через полгода нас «выпрут» из политики.

В 90-е годы перед миром и МВФ встал новый вызов — трансформация экономики стран Восточной Европы. МВФ точно не был инициатором этой трансформации (их инициировали политики самих этих стран), но он активно, как умел, помогал провести эту трансформацию. Где-то это действительно помогло, а где-то провалилось полностью, как, например, в России.

В конце 90-х МВФ из-за очевидных политических провалов и явной теоретической нищеты растерялся и сократил свои операции. Да и кредиты развивающимся странам стали не нужны. Влиятельность организации в мире стала стремительно сокращаться. Но с мировым кризисом конца нулевых все изменилось. МВФ фактически получил вызов времени — соответствуй или умри.

Цель МВФ — международная финансовая стабильность — осталась прежней. Но угроза этой стабильности теперь идет не от развивающихся стран, а от развитых – от основных доноров МВФ.
Ситуация изменилась полностью. Теперь развивающиеся страны набрали такие собственные запасы резервных валют, что готовы сами стать донорами. И хотят этого. Ведь их валютные резервы превысили резервы МВФ. Сегодняшние резервы МВФ — всего $400 млрд. Даже резервы России больше. А резервы Китая больше многократно.

Это не просто цифры. Чисто внутреннее и, возможно, даже неоглашаемое решение Китая – в какой валюте хранить свои резервы – сегодня имеет гораздо более важное среднесрочное значение для пары евро/доллар, чем вся политика МВФ.

Поэтому понятно, что вполне логичным выглядит решение стран – участниц МВФ об удвоении капитала МВФ до $750 млрд. Проблемы богатых стран и стоят гораздо дороже.

Но откуда взять деньги? Развитые страны давать их не хотят, это весьма затруднительно при обострении проблемы госдолга. Реформа все оттягивается и оттягивается. Развивающиеся страны готовы их дать взамен на увеличение голосов в МВФ.

Формально это выглядит просто. Во-первых, увеличение квот развивающихся стран. Во-вторых, расширение состава резервных валют МВФ. В целом это выглядит как небольшой государственный переворот внутри МВФ. И это не чья-то злая воля, а отражение новых мировых реалий.
Богатым странам возразить, по существу, нечего, но они пытаются всячески не утратить контроль над решениями в МВФ. На увеличение квот развивающихся стран они нехотя идут, а вот на изменение корзины резервных валют — пока нет.

Кроме того, придуманы облигации МВФ, которые размещаются между странами-членами. В надежде, что развивающиеся страны их купят и хотя бы частично решат проблему пополнения резервов МВФ. Но развивающиеся страны вовсе не горят желанием решать проблемы капитализации МВФ без адекватного увеличения своего влияния на организацию. Россия вместо приобретения облигаций МВФ придумала создать свой собственный «евразийский мини-МВФ» в $10 млрд (кстати, именно из него предполагалось давать кредиты Беларуси).

По принятым на сегодня решениям МВФ, развитые экономики за последние 5 лет потеряли около 5% квот и голосов в пользу развивающихся стран.

Россия в этом празднике, конечно, поддерживает позицию развивающихся стран, но неохотно. Ведь ее доля — не по чьей-то злой воле, а по принятым в МВФ формулам расчета финансового влияния стран в мире — не растет, а уменьшается. С 2006 года доля Китая в квотах растет в 2 раза, Индии, Бразилии – в полтора. А вот доля России — падает. Вот вам успехи нашей экономической политики и превращение страны в мировой финансовый центр.

Тихое умирание МВФ

Понятно, какой комок противоречий имеется в виду, когда мировые лидеры говорят о «реформе управления фондом». Почему проблема «вашингтонского консенсуса» больше неактуальна в мире. Почему на октябрьском 2011 года форуме стран G20 Китай, Индия и Бразилия высказывались за увеличение капитала фонда, а развитые страны (которые сегодня и есть потенциальные и фактические получатели кредитов фонда) выступили против этой идеи. «Мы дадим вам деньги» — «Да не нужны нам ваши деньги»...

Фактически мировое сообщество находится перед выбором — или превратить фонд в действующего игрока на мировом финансовом рынке, или превратить его, по существу, в консультационную компанию, надобность которой становится все менее и менее очевидна.

Ценой возврата МВФ в большую политику будет однозначно переход контроля над ним к развивающимся странам или хотя бы установление паритета их со странами развитыми. Конечно, развитые страны не отказались бы получить еще один инструмент перекачки ресурсов из развивающихся стран к себе. Но дело в том, что четких критериев выдачи кредитов развитым странам не существует. Их, собственно, и не может быть — как обосновать, почему надо выдавать кредиты богатейшим странам мира, а не беднейшим? Абсурд какой-то...

И еще один простой аргумент – зачем странам – эмитентам резервных валют брать кредиты в этих валютах в межгосударственной организации? Они с тем же успехом и макроэкономическими эффектами могут взять такие кредиты в собственных центробанках. Что, например, США и делает (именно в этом был смысл QE-2). В Европе, конечно, это все сложнее и запутаннее, но вопрос остается.

А сильным развивающимся странам кредиты МВФ не нужны. Превратить МВФ в инструмент давления на развитые страны — соблазнительно, но понятно, что это в итоге не получится, не дураки же эти развитые страны – добровольно отдать такой контроль.

МВФ не нужен, но уходить из него нельзя, иначе не сможешь на него влиять, а на тебя будут давить через него.
В итоге развивающиеся страны будут занимать активную позицию и требовать реформы управления МВФ, а развитые отступать, вяло и неявно сопротивляясь. Конечно, отступать до какого-то предела. На сегодня у них 55.3% голосов в МВФ. В принципе, им отступать почти некуда. Это игра еще лет на 5, не больше.

МВФ останется местом важных ежегодных встреч министров финансов и глав центробанков стран всего мира (удобная площадка и формат для решения множества частных вопросов между отдельными странами), а также консультационной организацией (хотя кому нужны рекомендации его экспертов? Никто им не верит и не следует. Скорее сам МВФ навязывает сегодня свои мнения, чем его спрашивают об этом). Еще, конечно, МВФ останется мировым статистическим органом (он собирает и приводит к единообразию статистику всех стран-членов). И, возможно, останется конторой для выдачи межгосударственных кредитов беднейшим странам мира.

Для всего этого докапитализировать МВФ не нужно. Хотя возможно, что через него пройдет одна-две порции самопомощи богатых стран себе самим, но на этом — все.
Страница 1 из 1

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
Смайлики ВЫКЛЮЧЕНЫ

   

Если Вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Список форумов

Часовой пояс: UTC + 4 часа (Russia: MSK) по летнему времени Удалить cookies форума

В вашем браузере отключена поддержка cookie. При отключенной поддержке cookie в браузере у вас могут возникнуть проблемы с отображением Личного кабинета. Как включить (активировать) поддержку cookie.